Анализ работы НОУ "Истоки" за 2009-2010гг. Основное содержание научно-исследовательской работы. 10-11 класс
МОУ Дракинская СОШ Лискинского района Воронежской области
«Активизация интеллектуальной деятельности учащихся через исследовательскую работу». (Из опыта педагогической деятельности.) Вокуева Ирина Павловна – учитель высшей квалификационной категории, лауреат конкурса «Лучшие учителя России» 2006 года.
Одна из актуальных проблем сегодня – это активизация познавательной деятельности учащихся. Решить на практике эту проблему позволяют современные педагогические технологии. Научно-исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем развивает активный интерес к учебному предмету, более того, поднимает этот интерес на более высокий уровень. Учащийся в процессе такой деятельности самостоятельно ставит себе задачу, продумывает цель деятельности, предполагает конечный результат. Методики исследования обсуждаются с учителем, а далее, на каждом этапе работы, от теоретического до практического, школьник работает самостоятельно, обращаясь с вопросами к учителю.
Мне удалось накопить богатый материал, так как в течение шести последних лет я руководила в школе работой научного общества учащихся (НОУ) «Истоки». Основное направление деятельности – изучение краеведческого материала. Школьники с интересом изучали эту тему в разных аспектах: творчество местных писателей и поэтов, творчество писателей и поэтов Воронежской области, адаптирование классики, местная печать с точки зрения лингвистических исследований, топонимика и ономастика, литературное творчество самих школьников, выпуск журнала «Истоки».
В последние годы основное внимание НОУ было сосредоточено именно на научно-исследовательской работе по краеведческому материалу. Основные методики исследования: изучение научной литературы по теме; работа с различными словарями, справочниками; социологический опрос; сбор материала осуществлялся из бесед с местными жителями, интервью с учителями, работниками библиотек, главой сельской администрации; систематизация материала по тем признакам, которые видит ученик или предлагает учитель. Конечно, это кропотливая и трудоёмкая работа, но в то же время дети приобретают бесценный опыт: умение ориентироваться в научной информации, беседовать с людьми разного социального статуса и образования, собирать материал на карточки, систематизировать его. Особый этап – подготовка работы к выступлению. По совету учителя ребята составляют основное содержание работы, готовят презентации, учатся выступать перед аудиторией. Со своими работами учащиеся выступали на классных часах в школе, на научно-практических конференциях разного уровня: школы, округа, области. За последние два года было создано пять научно-исследовательских работ. Две из них (подчёркнутые) получили призовые места на XXIV и XXV конференциях научного общества в Воронежском Государственном университете.