Наполним музыкой сердца» (9-11 классы) Цель: Познакомить учащихся с творчеством бардов, таким направлением культуры, как авторская песня. Развитие сплоченности коллектива через совместное исполнение известных песен и обсуждение интересующих вопросов, развитие навыков «слушания». Форма: час творчества. «Огонёк» Эпиграф: «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии.» (Н.В.Гоголь) Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть- авторская, или самодеятельная, или бардовская песня. Главное- глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары. Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова… Развлекательная песня- явление музыкальное, авторская песня- прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей… Исполняется песня Б.Окуджавы. «Давайте восклицать» Тем более что звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность, средневековье, древняя Русь неразрывно связывали голос со звучанием инструментов- чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает и поныне. Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с аудиторией, помогает вникнуть в смысл песни, понять и принять её. Исполняется песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Митяева. К его песням можно относиться по- разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. Фонограмма песни В.Высоцкого «Спасите наши души»? Лучшие песни Владимира Высоцкого- для жизни. Они- друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность- растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надёжность и правда. «Песня о друге»? Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад. Может, кто намеревается подлить в стихи елея… А ведь песни не горят, они в воздухе парят. Чем им делают больнее, тем они сильнее. Б.Окуджава. Песня «Парус»? Когда во всех концах державы, Магнитной лентой шелестя, Возникли песни Окуджавы, Страна влюбилась в них, хотя Какая брань, какие клички Тем песням выпали в свой срок… Булат Окуджава- один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен- цветной, занятный, полусказочный, игровой: в нём московский муравей создает себе богиню «по образу и духу своему», новогодняя елка умирает как человек, сама Любовь дирижирует оркестром Надежды. Фонограммы «Муравей» и «Заезжий музыкант»» ? Пленительна обаятельная манера исполнения, на первый взгляд непритязательная, а при ближайшем рассмотрении, тонкая, чувствительная, содержательная, завораживающая, доверительная. Эти песни быстро становятся нашими, мы их не только слушаем, мы живём с ними, невзирая на отсутствие голоса или слуха. Исполняется песня «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…» Ещё одно имя, которое хочется обязательно упомянуть в этот день, связано с актёром, журналистом, драматургом, сценаристом, горнолыжником, радистом, поющим поэтом Юрием Визбором. Визбор- это вечная молодость, внезапно открывающая для себя что-то новое: горы, тайгу, дороги, моря и океаны, подмосковную осень… Это резкое переощущение пространства и времени, истории и человека в ней… Исполнение «Милая моя» Он умер в самом разгаре своей работы, подогреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный его талант находил и имел благодарную аудиторию. Он любил мужественных, сильных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своём искусстве. Ему чужды громкие фразы. Его лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей, потребности в натуральном. Он естественен в своих песнях и открыт. Его песни манят теплом и гармонией слова и музыки. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый, ломкий лист зацепит за луну. И белый-белый снег падет с небес десантом, Чтоб черным городам придать голубизну. Друзья мои, друзья, начать бы всё сначала. На жёлтых берегах разбить свои костры. Валяться б на досках нагретого причала И видеть, как дымят далёкие костры. Потом придёт зима в созвездии удачи, И лёгкая лыжня поманит от дверей. И, может быть, тогда удастся нам иначе, Иначе, чем теперь, прожить остаток дней… Следующее произведение, которое прозвучит признано классикой. «Под музыку Вивальди» В.Берковский, С.Никитин, А.Величанский. В авторской песне С.Никитин давно и прочно занял своё место. Но вот что интересно: в отличии от предыдущих авторов, он чаще всего не поэт, а композитор и исполнитель. В этом его индивидуальность, своеобразие его творчества. Он пишет музыку к настоящим стихам, относясь к ним бережно, подбирая мелодию, которая как будто уже звучит в слове. Очень часто песни ассоциируются у нас с кинофильмами, где они впервые прозвучали: «Москва слезам не верит», «почти смешная история», «Я помню чудное мгновение», «Ирония судьбы, или с лёгким паром». И как золотой серией стали эти фильмы, так и все новые поколения поющих под гитару молодых людей вновь и вновь обращаются к песням Никитина «Александра», «Когда мы были молодыми» и др. Исполнение песен Павловой Т.В. Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не оставляешь, Что ты лица не закрываешь, Себя не прячешь ни за что. Спасибо, музыка, за то, Что ты единственное чудо, Что ты душа, а не причуда, Что для кого-то ты ничто. Спасибо, музыка, за то, Чего и умным не подделать, За то спасибо, что никто Не знает, что с тобой поделать.