Суббота, 23 Ноя 2024, 18:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51646


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Визуально-кинестетическая диссоциация: базовый паттерн перемотки фильмов
Визуально-кинестетическая диссоциация: паттерн перемотки фильмов

Концепция
Мы перерабатываем информацию двумя основными способами: умозрительно и на собственном опыте. Когда мы «думаем» или читаем о чем-то, переживая прочитанное как что- то личное и касающееся нашего опыта, мы мысленно как бы входим внутрь самого повествования или фильма и начинаем чувствовать себя так, будто становимся его персонажами. Для этого мы репрезентативно кодируем наши размышления и впечатления таким образом, что нейро-лингвистически переживаем этот опыт.
И напротив, когда мы думаем о чем-нибудь или, читая, воспринимаем прочитанное умозрительно, мы как бы удерживаем материал «на расстоянии вытянутой руки», выходим из фильма или истории и хладнокровно размышляем о них. Это позволяет нам анализировать содержание, рассуждать о нем и занимать по отношению к увиденному или прочитанному позицию стороннего наблюдателя. В первом случае мы ассоциируемся с содержанием книги или фильма и входим в них, а во втором — диссоциируемся с ними.
Предостережение: сами термины «ассоциироваться» и «диссоциироваться» не лучший способ описания этого явления и могут вводить в заблуждение. Я решился использовать термин «диссоциация» лишь после немалых колебаний, да и то только потому, что он принят в теории НЛП. На самом же деле мы никогда не выходим (да и не можем выйти) из собственного тела. Мы постоянно слиты со своим телом, дышим, двигаемся и живем, а значит, всегда что-нибудь чувствуем. Поэтому в строгом смысле слова никакой «диссоциации» не существует. Этот термин не более чем способ описания различного рода чувств: оцепенения, ощущения выхода из тела, отстраненности от опыта.
Состояние, которое мы называем «диссоциированным», как и процесс «диссоциации», захватывает наше тело, оно внутри него. Поэтому, даже будучи диссоциированными, мы испытываем чувства и соматические ощущения — часто совершенно необычные и очень странные «чувства», например отстраненность и оцепенение. Точнее говоря, мы мысленно делаем шаг в сторону от своих эмоций и репрезентаций и размышляем о них из мета-позиции. Как нейролингвистические существа, мы, конечно, не можем в буквальном смысле диссоциироваться с собственным телом. Это лишь фигура речи.
На самом же деле всякий раз, когда мы диссоциируемся с одними эмоциями или эмоциональными состояниями, мы ассоциируемся с другими. Когда мы переходим от радости к депрессии, мы одновременно участвуем и в ассоциации, и в диссоциации. Это не абсолютные, а относительные термины. Не существует абсолютной ассоциации или диссоциации.
В связи с этим мы задаем себе следующие вопросы:
♦ С каким состоянием или состояниями мы ассоциируемся (входим в них)?
♦ С какими состояниями мы диссоциируемся (выходим из них)?
♦ С какой интенсивностью мы переживаем вхождение в состояние?
Ассоциация и диссоциация тесно связаны с перцептуальными стилями, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Ассоциация позволяет нам занимать первую перцептуальную позицию «я», входить внутрь ситуации, переживать и познавать ее изнутри. Диссоциация требует второй и третьей перцептуальной позиции, из которой возможен научный или субъективный анализ, когда можно учиться на опыте, но не позволять ему активизировать наши первичные эмоциональные реакции; она дает возможность познавать происходящее извне, с позиции наблюдателя. Слишком силь¬на ассоциация — и мы становимся эмоциональными калеками, а иногда даже истерическими личностями, теряем способность «рассуждать»иреагируемисключительноэмоционально. Слишком сильна диссоциация — и мы становимся «яйцеголовыми», эмоционально бедными интеллектуалами, неспособными взаимодействовать с другими на личном уровне, и тогда наш эмоциональный интеллект резко падает.
Что касается боли, травм и жестоких реалий жизни, многие люди не могут даже думать о таких вещах и относиться к ним как к информации. Одно лишь воспоминание о печальных или трагических событиях травмирует их настолько, что они как будто вновь эмоционально погружаются в прошлое. В этом и разгадка их отношения к такой информации: они не просто вспоминают о событии, а внутренне переживают его снова и снова.
В конце концов такие люди часто теряют всякое желание даже говорить о болезненном опыте. Они просто больше не могут переносить тягостных чувств, сопровождающих мысли о нем. Те, кто занят в сфере социальной помощи (консультанты, терапевты), иногда даже эмоционально «выгорают», поскольку переживают травмы своих клиентов, как личные. У других развивается та или иная форма посттравматического стрессового расстройства. Такие люди не могут «рассуждать» отстраненно, не входя в негативные эмоциональные состояния, а потому сам процесс мышления связан у них со стрессом и неприятными ощущениями. Это лишает их очень важного ресурса: навыков спокойного и хладнокровного размышления о неприятных собы¬тиях. Сама «реальность» причиняет им боль. Они приходят к убеждению, что мысли надо вытеснять, подавлять, отрицать, избегать — использовать все привычные защитные механизмы, чтобы избавить себя от чрезмерной психической и эмоциональной боли.
Предлагаемый паттерн обеспечивает ресурсную альтерна¬тиву всем этим негативным явлениям. В НЛП он называется паттерн быстрого излечения от фобий. В работе «Киносознание» я дал ему другое название, чтобы лучше описать и подчеркнуть процессы, на которых он основан. Отсюда и название паттерн перемотки фильмов. Эта техника работает не только с травмами и фобиями, но и с любыми чрезмерными, подавляющими или неприемлемыми эмоциями или эмоциональными реакциями, потому что обеспечивает как бы «эмоциональную разрядку» мыслей.
Паттерн перемотки фильмов использовался и тестировался в течение более тридцати лет и неизменно помогал людям избавиться от травматических состояний, преодолеть фобии, понизить эмоциональную реактивность и даже излечивал их от посттравматического стрессового расстройства. Я использовал его при работе с пережившими травму ветеранами вьетнамской войны, с жертвами сексуального насилия или преследования, да и со всеми, кто страдает от самых различных болезненных воспоминаний. Паттерн перемотки фильмов возвращает человеку способность «думать» о неприятных событиях, не ассоциациируясь с ними и не переживая ситуацию повторно. В результате мы прекращаем подавать нашему телу сигналы, которые заставляют его реагировать на «мысли» так, будто мы снова оказались реальными участниками травматических событий. Избавляя людей от нескончаемой ретравматизации, мы снимаем их боль, и они опять могут жить, а не прокручивать снова и снова тяжелые старые фильмы, которые в действительности им никогда не нравились.
С технологической точки зрения этот паттерн психически и концептуально переносит нас в другой фрейм референции. Заняв иные перцептуальные позиции, мы можем теперь рассматривать информацию с удаленной дистанции. А отступив на эту психологическую дистанцию, мы перестаем входить в наши ментальные фильмы и ассоциироваться с негативными эмоциональными состояниями. Делая шаг назад от своих представлений и расширяя свой мысленный кругозор, мы получаем возможность привносить в ситуацию новые ресурсы. Здесь-то и начинается трансформация.
Благодаря паттерну перемотки фильмов мы перестаем подкреплять новыми доказательствами старые генерализации, сделанные нами в моменты боли или травмы, и меняем фрейм референции, рассматривая собственный опыт с точки зрения наблюдателя. Это позволяет нам «видеть» то, чего мы не могли видеть прежде. Теперь мы можем воспринимать болезненную информацию, не теряя состояния комфорта. Это избавляет наше мышление от травматических моментов и препятствует переработке информации способами, вводящими нас в негативное эмоциональное состояние.
Все эти процессы происходят потому, что наши субъективные переживания обусловлены способом кодирования представлений и фильмов в системе сознание — тело — эмоции. Как мы кодируем информацию, так мы и переживаем события. Субъективность объясняется в первую очередь особенностями кодирования, и когда оно становится другим, мы изменяем наши переживания на неврологическом уровне, поскольку мы начинаем посылать нашей нервной системе иные сигналы относительно того, что нам чувствовать.
Теперь мы можем воспользоваться нашим эмпирическим и аналитическим мышлением и войти в событие (или ассоциироваться) либо, напротив, выйти из него (или диссоциироваться) таким образом, чтобы гибкость нашего сознания повысилась.
А значит, мы имеем реальную возможность выбирать, какой процесс использовать и в какие моменты. Мы сами можем решать, как кодировать и переживать информацию — аналитически, объективно и безэмоционально или эмпирически, субъективно и «эмоционально». Мы можем вспоминать прошлые события как сторонний по отношению к опыту наблюдатель — как зритель, который смотрит фильм, а не как играющий в нем актер.
Паттерн перемотки фильмов помогает успешно управлять собственными эмоциями, так что мы можем учиться на прошлом опыте, а не испытывать боль, заново переживая его. Можно использовать этот паттерн, чтобы «отключить» любую сцену, которую вы не хотите больше проигрывать в своем внутреннем кинотеатре. И последнее предупреждение: если вы используете этот паттерн при работе с приятными переживаниями, вы нейтрализуете их, а это принесет вам вред. Вы лишите себя ощущения энергичной и полноценной жизни. Это может снизить ваши жизнерадостность, мотивацию, эмоциональное понимание и т. д.
Паттерн
1. Сформулируйте репрезентации боли и травмы.
Для начала представьте себе, что вы в кинотеатре; как далеко от экрана вы хотели бы сесть, чтобы посмотреть этот старый второсортный фильм в последний раз?
Усядьтесь поудобнее, и пусть на экране кинотеатра появится черно-белая фотография вашего прежнего «я», каким вы были до этого травмирующего события. Где вы находились за 15 минут до него? Как вы были одеты? Сколько вам было лет?
Вспомните эту сцену перед началом фильма и посмотрите на нее как на неподвижный фотоснимок. Спокойно откиньтесь в кресле и рассмотрите фотографию вашего прежнего «я» с позиции зрителя. Мысленно отделившись от снимка, вы можете испытывать относительно него новые чувства.
Вы ощущаете психологическую дистанцию между вами и вашими воспоминаниями? Если да, заякорьте чувство восхищения этой своей способностью сделать шаг назад. Заняв позицию зрителя по отношению к вашему прошлому опыту, вы сможете учиться на нем, обретать новый и ценный опыт, правда?
2. Снова сделайте шаг назад, на этот раз переместившись в кинопроекционную кабину.
А теперь представьте себе, что вы покинули свое тело, которое осталось в десятом ряду и продолжает смотреть фильм, и вплыли в кинопроекционную кабину. Отсюда вы можете видеть собственный затылок, в то время как ваше тело сидит и смотрит на свое прежнее «я» на экране.
Переходите на этот второй уровень, делайте шаг назад всякий раз, когда вы чувствуете дискомфорт и у вас появляется потребность напомнить себе, что вы не на экране, а только смотрите на него. Возьмитесь руками за объектив, чтобы вспомнить, что вы спокойно сидите в проекционной кабине и находитесь в полной безопасности.
Легко ли вам смотреть этот старый фильм из своего взрослого сознания? Новый и необычный ракурс помогает вам?
3. Определите ведущие кинематографические характеристики вашего фильма.
Как зритель, отмечайте сенсорное кодирование фильма и все то, что делает его для вас таким убедительным и правдоподобным. Какие кинематографические характеристики способствуют этому? Вы можете свободно экспериментировать с ними, чтобы выяснить, какое воздействие они на вас оказывают.
Заняв новую позицию по отношению к своему прежнему «я», вы можете наблюдать за тем, каким образом вы репрезентировали это воспоминание... и отмечать, какие кинематографические приемы использует ваш мозг, чтобы закодировать его.
Начните с визуальной системы вашего фильма.
Ваш фильм цветной или черно-белый? Это действительно фильм или неподвижный кадр?
Яркий он или тусклый? Он близко или далеко от вас?
Отметив эти особенности, вы можете выбирать, какое кодирование дает вам возможность вспоминать об этом событии на-столько спокойно, чтобы сохранять ресурсность и способность ясно мыслить и чувствовать себя расслабленно и комфортно.
Проанализируйте звуковую дорожку аудиальной системы.
Есть ли в вашем фильме звуковая дорожка? Какие звуки со-провождают его?
Какие тона в нем используются? Какова громкость, высота и мелодичность звучания?
Проанализируйте языковую систему.
Какие слова произносит ваше прежнее «я»?
Откуда исходят эти слова? Отметьте их тон, громкость и локализацию.
Какие телесные ощущения испытывает герой на экране?
Где именно? Какова их интенсивность, сила, давление?
Какие изменения кодирования дают вам возможность спокойно размышлять о старом воспоминании? Внесите эти изменения в кодирование фильма. Теперь вы можете расслабиться, потому что все глубже ощущаете дистанцию и контроль, которые дают вам эти изменения. Проверьте, какое воздействие оказывает на вас затемнение изображения вашего неприятного воспоминания. А теперь убавьте яркость, еще, еще, пока воспоминания не перестанут беспокоить вас. Отдалите изображение от себя... смягчите тональность звуковой дорожки.
4. Позвольте старому фильму проиграться до конца.
Сидя в проекционной кабине, смотрите, как черно-белое фото, которое было на экране, становится фильмом, и пусть этот фильм идет до конца, а вы будете спокойно наблюдать за происходящим. Просмотрите его от начала до конца... до самого конца. Фильм может проигрываться в реальном времени или ускоренно. Если пленка начнет заедать, просто перемотайте ее вперед. Вот так. Пусть фильм продолжается и после того, как все неприятные события закончатся, до тех пор, пока вам не станет хорошо и спокойно, и даже дольше — пока вы не начнёте получать удовольствие. Наблюдайте свое прежнее «я» из безопасного и комфортного здесь-и-сейчас. Продолжая смотреть фильм, перейдите к приятному эпизоду... неважно, наступит он сразу или вам придется перемотать ваши воспоминания в поисках подходящей сцены. Когда вы доберетесь до этого места, остановите события и зафиксируйте эту картинку.
(Если переживания окажутся слишком сильными, сделайте шаг назад еще раз.)
5. Войдите в фильм и приготовьтесь перемотать его.
Этап перемотки происходит действительно очень быстро,
поэтому не начинайте, пока не ознакомитесь со всеми инструкциями о том, что и как делать. Потом перемотайте фильм о воспоминании назад в ускоренном режиме, как вы это делаете с видеопленками. Но на этот раз останьтесь внутри событий. Пока фильм движется назад, к самому началу, он будет казаться вам с этих стратегических позиций мешаниной образов и какофонией звуков.
Готовы? Хорошо.
А теперь войдите в сцену удовольствия в конце фильма и в полной мере испытайте эти чувства. Вы погрузились в эти переживания? Хорошо. А теперь нажмите кнопку перемотки и следите, как пленка перематывается. Жжжжжжжжжик! До самого начала. Вся процедура займет у вас всего одну-две секун-ды. Что вы почувствовали, когда перематывали фильм, внутри которого вы находились?
Когда вы переживаете ускоренную обратную перемотку, все движется в обратном направлении. Люди говорят и ходят задом-наперед, и вы тоже. События происходят в обратной последовательности, точь-в-точь как при перемотке фильма.
6. Повторите процедуру пять раз.
Теперь вы в самом начале фильма, так что очистите экран. Вот так, откройте глаза. Странное было ощущение? Передохните минутку, чтобы переключить свое сознание на здесь-и- сейчас. Откройте глаза и оглядитесь вокруг.
А теперь снова перейдите к сцене удовольствия в конце фильма, и как только вы войдете в нее, вы ясно почувствуете, увидите и услышите, что происходит... перемотайте фильм назад еще быстрее. С каждым разом ваш мозг будет перематывать пленку все более и более искусно, все быстрее и быстрее, пока вся процедура не начнет занимать всего секунду. Жжик!
7. Протестируйте результаты.
Снова прервите состояние и спустя минуту-две восстановите в памяти травмировавший вас эпизод и проверьте, возвращается ли к вам прежнее чувство. Попытайтесь как можно добросовестнее отнестись к задаче, войти в сцену и почувствовать . весь груз эмоций.
7 Майкл Холл
Другие инструменты редактирования
Вы дважды отходили назад и смотрели фильм из проекционной кабины. Теперь вы можете выполнять самые разные операции, чтобы изменить его кодирование. Сколько вариантов в вашем распоряжении? Вы можете запрограммировать свой мозг на изменение своего фильм так, что это даст вам целый спектр точек зрения и рефреймов вашего воспоминания. Вот лишь некоторые возможности.
1. Ассоциируйте ресурсное воспоминание.
Вспомните период, когда вы испытывали особо сильный творческий подъем, чувствовали себя особенно уверенным, сильным и т. д. Что вы чувствуете, входя в этот фильм? Наблюдайте то, что вы видели тогда. А теперь прибавьте яркость. Когда вы полностью ассоциируетесь с этим ресурсным со-стоянием, привнесите в эту сцену негативный, пугающий вас момент (например, собаку, паука, высоту и т. д.) или травматическое воспоминание и смешивайте оба воспоминания, пока они не сплавятся воедино и вы не убедитесь, что благодаря новым ресурсам вы легко справляетесь с ситуацией. Это приводит к коллапсированию состояний.
2. Измените звуковую дорожку.
Хотели бы вы перекодировать то, как вы слышите себя и других участников вашего фильма? Как вы хотели бы изменить свой или чей-то голос? Какие качества звука сделали бы воспоминание менее интенсивным? Какой голос вы хотели бы услышать? Задайте внутренний голос, который помог бы вам справиться с трудной ситуацией.
3. Добавьте новые качества звуковой дорожки.
Наложите на неприятное воспоминание красивую или
громкую бравурную музыку. Снова просмотрите фильм. Что вы чувствуете теперь? Наложите цирковую музыку на другие воспоминания, вызывающие гнев и раздражение.
4. Приложите веру.
Если вы принадлежите к какой-нибудь религиозной системе, вы можете привнести в свой фильм ангела-хранителя, любящего Божественного Отца и т. д. Что делает этот ресурсный
персонаж, появившись в вашем фильме? Какие прозрения открывает вам ангел-хранитель? Какие ресурсы? Если бы вы знали о том, что он с вами в вашем воспоминании, видели или чувствовали его, как бы это вас поддержало и помогло пережить эти события?
5. Закодируйте воспоминание символически.
Вы можете сделать персонажей вашего фильма прозрачными. Окрасьте их в соответствии с тем, как вы воспринимаете их. Обведите контур объемных персонажей вашего воспоминания, и они станут двумерными. Раскрасьте их в соответствии с вашей оценкой.
6. Добавьте в свое воспоминание юмор.
Поскольку смех обладает огромной дистанцирующей силой, используйте его, чтобы заглушить свою эмоциональную боль. Насколько далеко вам надо перенестись в будущее, прежде чем вы сможете, оглянувшись на свое воспоминание, посмеяться над ним? Какая разница между теми воспоминаниями, над которыми вы можете посмеяться, и теми, над которыми не можете? Может быть, вы склонны видеть себя в первых, но не во вторых? Может быть, одни воспоминания вы закодировали как неподвижные кадры, а другие как фильмы? Каковы особенности цвета, размера, яркости
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (23 Апр 2012)
Просмотров: 735 | Теги: базовый, фильмов, диссоциация:, перемотки, паттерн, Визуально-кинестетическая | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
23 Ноя 2024
18:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz