Наблюдая «негативное» поведение, мы склонны думать о нем как о результате «дурного» намерения. Вы тоже так считаете? И традиционная психотерапия тоже исходит из этого предположения. Сам Фрейд был весьма невысокого мнения о «человеческой природе». В НЛП и нейро-семантике смотрят на это иначе.
Работая с проблемными эмоциями и формами поведения, мы предполагаем, что они служат (или служили) какой-то полезной цели и выполняют (выполняли) ценную функцию. Такая установка — квитэссенция рефрейминга:
Каждая форма поведения имеет позитивную ценность — для той или иной стороны жизни.
Поиск, активизация и/или формирование позитивного намерения в поступках позволяет нам занять более позитивную и конструктивную позицию в отношении тех или иных негативных человеческих проявлений и той части личности, которая их порождает, и в конечном счете обеспечивает больший контроль над проблемными формами поведения. Такая позиция устраняет негативное зацикливание, которое возникает, когда мы обращаем нашу психическую энергию против себя, ненавидя или презирая некую эмоцию или форму поведения. Если собственное поведение приводит нас в замешательство или смущение, это на самом деле свидетельствует о том, что большинство его контекстов нами не осознается. Процесс вхождения в позитивное намерение предполагает обращение к той части личности, которая управляет нашим поведением, с вопросом, какой позитивной цели она надеется достичь.
Паттерн
1. Идентифицируйте проблему или трудность.
Есть ли у вас проблемы или тревоги, которые, как вам кажется, не служат никаким позитивным целям?
С какими трудностями, которые, как вы сейчас считаете, продиктованы дурными мотивами, вы боретесь?
Например, считаете ли вы, что какая-то часть вашей личности делает вас эгоистичным, ленивым, зависимым от наркотиков и т. д.?
2. Найдите часть личности, ответственную за это поведение.
Успокойтесь, прислушайтесь к себе и просто осознайте, что какая-то часть вашего «я» продуцирует определенную реакцию или поведение. Позволив себе осознать эту часть вас — некую мысль, эмоцию или убеждение, порождающее это поведение, спросите ее, каков позитивный смысл этих побуждений?
Каким образом эта часть вашей личности пытается сделать нечто позитивное для вас?
Каких важных для себя результатов вы пытались достичь с помощью этой реакции?
3. Продолжайте задавать вопросы о позитивном намерении.
И когда эта часть вас вызывает такую реакцию, какую ценность это для вас имеет?
Продолжайте задавать этот вопрос рекурсивным образом до тех пор, пока не поймете результат результата и мета-результат этого результата. Проделайте это несколько раз или до тех пор, пока не определите цель, которая кажется вам позитивной