Среда, 26 Янв 2022, 02:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Семинар – практикум по теме: « Первый шаг в преодолении конфликтных ситуаций с учащимися»
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тог¬да, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную си¬лу коллектива».
Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицатель-ное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и нас-колько эффективно он разрешается. Уход от неразрушающегося конфлик-та грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на дру-гой основе.
Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.
1) Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент. Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.
 Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось?
Разные узоры, безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна.
Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
Что же такое конфликт?
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение про¬тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зре¬ния, взглядов.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика про¬тив несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Наша с вами задача требует умения доносить информацию до учеников так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена.
2) Проведем упражнение «Ты-Я-высказывания» (раздать карточки участникам семинара).
Например №1
«Ты- высказывание» «Я-высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос-задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
 Проанализируйте эти высказывания
 Какие высказывания вы чаще используете в соей речи?
Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников, а порой и коллег.
 Вы всегда ведете себя шумно!
 Ты как всегда не голов к уроку!
 У тебя уже целую неделю, нет ручки!
Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.
«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Так как эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон вза-имоотношений с учениками по разным поводам.
При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляет-ся стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не забо-тясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учите-лем, как изменится его отношение к себе и взрослым.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незна-чительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.
Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуа¬цию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.

3)Проведем еще одно задание, нужно запомнить формулу:

Ситуация+ Я чувство+ Объяснение

a) Попробуйте объективно описать события, ситуацию:
 Когда я вижу, что….
 Когда это происходит..
б) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации:
 Я чувствую..
 Я огорчаюсь..
 Я не знаю, как реагировать..
в) Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания:
 Потому что, я не люблю…..
 Мне бы хотелось…
 Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок…
 Мне неприятно видеть, как ты списываешь…
г) Представить как можно больше альтернативных вариантов:
 Возможно, тебе стоит поступить так..
 В следующий раз сделай..
д) дать дополнительную информацию ученику относительно проблемы
( объяснение).

Овладев техникой «Я-высказывания» вы сами убедитесь в их эффективности.
4) И, конечно, мы должны помнить о следующих правилах:
 Быть сдержанным
 Четко транслировать общечеловеческие ценности
 Не позволять себе проявление эмоциональных всплесков и бурных проявлений
 Уметь выслушать собеседника
 Никогда не оценивать поступок, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, поступку
 Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего
 Не использовать намеков на прошлые события, дела, воспоминания, они вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу.
Например: Опять ты обзываешься, вчера Петю обозвал, на прошлой неделе, как со мной разговаривал? И сейчас ты ведешь себя не корректно.

Мы познакомились с первым шагом пояснения конфликтной ситуации. Это конструктивный способ разрешения конфликтов, тогда выигрывают две стороны (учитель и ученик).
 Это активное слушание выслушать, уточнить в чем состоит проблема, что хочет, что нужно, что затрудняет)
 И после этого говорить о своем желании или проблеме использую «Я-высказывание».

5) Мы завершаем нашу первую встречу и упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом нашей встречи.
Инструкция.
Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок в виде звездочки, а на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок,-предназначено именно вам.

Примеры пожеланий:
 Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным
 Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника
 В споре умей выслушивать собеседника до конца
 Уважай чувство других людей
 Любую проблему можно решить
 Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься
 Не сердись, улыбнись
 Начни свой день с улыбки
 Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего
 Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь
 Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия
 Всегда внимательно выслушай своего собеседника
Категория: Для психологов | Добавил: TheNuha (18 Фев 2012)
Просмотров: 1044 | Теги: учащимися», шаг, первый, по, преодолении, семинар, Практикум, ситуаций, теме:, конфликтных | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
26 Янв 2022
02:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz