Семинар – практикум по теме: « Первый шаг в преодолении конфликтных ситуаций с учащимися»
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тог¬да, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную си¬лу коллектива». Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицатель-ное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и нас-колько эффективно он разрешается. Уход от неразрушающегося конфлик-та грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на дру-гой основе. Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов. 1) Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент. Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый. Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось? Разные узоры, безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна. Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта. Что же такое конфликт? Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение про¬тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зре¬ния, взглядов. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика про¬тив несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Наша с вами задача требует умения доносить информацию до учеников так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. 2) Проведем упражнение «Ты-Я-высказывания» (раздать карточки участникам семинара). Например №1 «Ты- высказывание» «Я-высказывание» Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос-задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. Проанализируйте эти высказывания Какие высказывания вы чаще используете в соей речи? Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников, а порой и коллег. Вы всегда ведете себя шумно! Ты как всегда не голов к уроку! У тебя уже целую неделю, нет ручки! Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой. «Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Так как эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон вза-имоотношений с учениками по разным поводам. При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляет-ся стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не забо-тясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учите-лем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незна-чительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д. Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуа¬цию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.
3)Проведем еще одно задание, нужно запомнить формулу:
Ситуация+ Я чувство+ Объяснение
a) Попробуйте объективно описать события, ситуацию: Когда я вижу, что…. Когда это происходит.. б) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации: Я чувствую.. Я огорчаюсь.. Я не знаю, как реагировать.. в) Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания: Потому что, я не люблю….. Мне бы хотелось… Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок… Мне неприятно видеть, как ты списываешь… г) Представить как можно больше альтернативных вариантов: Возможно, тебе стоит поступить так.. В следующий раз сделай.. д) дать дополнительную информацию ученику относительно проблемы ( объяснение).
Овладев техникой «Я-высказывания» вы сами убедитесь в их эффективности. 4) И, конечно, мы должны помнить о следующих правилах: Быть сдержанным Четко транслировать общечеловеческие ценности Не позволять себе проявление эмоциональных всплесков и бурных проявлений Уметь выслушать собеседника Никогда не оценивать поступок, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, поступку Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего Не использовать намеков на прошлые события, дела, воспоминания, они вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу. Например: Опять ты обзываешься, вчера Петю обозвал, на прошлой неделе, как со мной разговаривал? И сейчас ты ведешь себя не корректно.
Мы познакомились с первым шагом пояснения конфликтной ситуации. Это конструктивный способ разрешения конфликтов, тогда выигрывают две стороны (учитель и ученик). Это активное слушание выслушать, уточнить в чем состоит проблема, что хочет, что нужно, что затрудняет) И после этого говорить о своем желании или проблеме использую «Я-высказывание».
5) Мы завершаем нашу первую встречу и упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом нашей встречи. Инструкция. Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок в виде звездочки, а на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок,-предназначено именно вам.
Примеры пожеланий: Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника В споре умей выслушивать собеседника до конца Уважай чувство других людей Любую проблему можно решить Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься Не сердись, улыбнись Начни свой день с улыбки Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия Всегда внимательно выслушай своего собеседника