Развитие социально – психологической службы в школе.
Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:
- гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями; - педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме; - защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования; - создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива; - оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы. Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях. Задачи социально-психологической службы: · обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия; · содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе; · мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни; · выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание; · социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях; · проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей; · осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития; · социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей; · реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; · обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.
Примерная структура и формы взаимодействия социально-психологической службы
2. СЕМЬЯ * заседания родительского комитета; * занятия родительского университета; * работа родительского патруля; * семейный клуб, клуб выходного дня; * совет профилактики; * сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей); * проведение совместных праздников и вечеров отдыха; * тренинги; * консультации; * информационный стенд для родителей.
3. УЧАЩИЕСЯ * индивидуально-групповые консультации; * коррекционно-развивающие занятия; * тренинги; * педагогические клубы; * профориентационная работа; * разновозрастные отряды по месту жительства “Милосердие”; * ученические производственные бригады, летний труд и отдых детей.
4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ * кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки); * благотворительные акции; * консультирование специалистов; * праздники в микрорайоне; * трудовой десант; * совместные рейды в микрорайоне.
Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы: профессиональная компетентность и направленность личности участников службы; управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы; потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг; наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.