Психологические проблемы и судьба личности в современном мире
Реализация личностью психологического жизненного потенциала и есть ее судьба. Она определяется именно этим потенциалом, всеми ее психическими качествами. С другой стороны, судьба зависит от соци-альных условий глобальных и локальных. Рассмотрим оба эти судь-боформирующих фактора. Психологическая структура личности, ее потенциал оказывает общее детерминационное влияние на поведение и судьбу. Но среди психических качеств ряд специальных, судьбоопределяющих. К ним относятся в частности: 1. Психологический рост. 2. Жизненный стиль, 3. Фокус контроля, 4. Жизненный сценарий, 5. Жизненные позиции, 6. Доминирующий инстинкт, Рассмотрим их по порядку. Психологический рост, жизненный стиль и комплекс неполноценности, как негативную альтернативу психологическому росту исследовал Адлер. Развитие человека характеризует стремление к совершенству, суть которого в желании максимально эффективным способом адаптироваться к окружающему социальному миру. Адлер назвал его “целью превосходства”. Оно рождается из чувства неполноценности, которое свойственно каждому человеку, особенно в детстве. Умеренное чувство неполноценности стимулирует развитие личности.. но оно моет быть как позитивной так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то оно реализуется в личностном росте – движение от центрированности к себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Если же цель превосходства носит негативный характер, то она выражается в стремлении достичь превосходства за счёт господства над другими (жажда власти и агрессии). Источником ее является слишком сильное чувство неполноценности, превратившееся в “комплекс”. Комплекс неполноценности формируется в детстве. Три ведущих фактора его формирования: 1. Органическая неполноцен-ность ребенка, 2. Избалованные дети, 3. Отверженные, нелюбимые, лишние дети, у которых нарушается гармоническое воздействие с обществом. Комплекс неполноценности выражается прежде всего в социальной дезадаптации, уклонения от преодоления реальных жизненных трудностей, который может иметь две разные формы, но одинаковые по результату мотивировки: а) (убеждение себя и других в своей никчемности, несостоятельности связанное с состоянием хронической пассивности , вялости, униженности. б) убеждения себя и других в своем превосходстве над мелочами жизни, которые недостойны внимания. Итак, чувство неполноценности, возникающее в детстве ( в зависимости от своей силы) определяет характер проявления цели превосходства – либо психологический рост, либо развивающийся комплекс неполноценности. На судьбу личности влияет и такая характеристика как ее жизненный стиль – уникальный способ, выработанный личностью для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Центральное место в стиле жизни занимает схема апперцепции (представление о себе и мире, определяющее избирательную организацию и интерпретацию личного опыта) и паттерны (образцы поведения) по отношению к миру. Каждый человек сам творит свой стиль жизни, являясь одновременно и художником и картиной, избирательно организуя и интерпретируя свой опыт. Адлер выделяет два принципиальных типа стиля жизни: 1. Кооперативный, предполагающий сотрудничество личности с людьми, с обществом, стремление внести свой взгляд в общее дело, 2. Невротический, харак-теризующийся неспособностью личности к сотрудничеству с обществом, с людьми, эгоистической ориентацией поведения, одиночеством, замкнутостью в себя. Одна из важнейших, судьбовлияющих характеристик личности – степень независимости и активности человека в достижении своих це-лей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Психологи назвали этот показатель “Локус контроля”. По тому, где локализуют люди контроль за значимыми для них событиями выделяют два основных типа людей: 1. Интерналы – люди, интерпретирующие значимые события как результат их собственных усилий, считающие, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Экстерналы – люди, считающие, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей, т.е. размещающие контроль за значимыми событиями вне себя. Если интрналам присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, то экстерналы обычно пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от него ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они пешки в этой жизни, даже свои успехи, достижения и радости они приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других. Человек интернал в жизни ещё “победитель”, а экстернал “по-беждённый”. У них разные жизненные сценарии и жизненные позиции. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. “Сценарием считается то, что человек ещё в детстве планирует совершить в будущем” (Э.Берн) Сценарий – это постепенно разверты-вающийся жизненный план, который формируется, ещё в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический портрет толкает человека вперёд, навстречу его судьбе и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора. В детстве родители сознательно или бессознательно программируют жизненный сценарий своего ребенка, и он не может этому противиться. Невольно характер жизненного сценария родителей накладывается на сценарий ребёнка. У родителей – неудачников и дети оказываются неудачниками. Тем не менее личность (чем более зрелая, тем легче) может участвовать в изменении и само программировании сценария. В каждом сценарии есть свой типичный сюжет и свои роли (основные роли злодеев и хороших людей, счастливцев и неудачников), свои спланированные заранее сцены. Психологи победителей называют Принцами и Принцессами, а неудачников лягушками. Основных типов сценария всего-то четыре: 1. Сценарий победителя – Я – хороший, все ОНИ – хорошие, жизнь хороша, 2. Сценарий побеждённого – Я – плохой, ОНИ плохие, жизнь плоха, 3. Сценарий озлобленного пессимиста – Я – хороший, ОНИ – пло-хие, жизнь плоха. 4. Сценарий комплекса неполноценности – Я – плохой, а ОНИ - хорошие. Жизненный сценарий оказывает своё влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Психологи выделяют семь вариантов жиз-ненных позиций. 1. “Идеализация действительности” - позиция новичка: ожидание, эн-тузиазм, вера в то, что все пойдет хорошо. 2. “Крушение надежд” – тревога, нерешительность, вызванные растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось, разрушение надежд. 3. “Вызов всему или неповиновение” – активный бунт, протест, гнев и вызов существующему положению дел. 4. Уход от дел – ощущение того, что даже не имеет смысла пытаться что-то изменить, отход от дел, при внешнем формальном исполнении функций (эта позиция чревата разрядкой в пьянстве). 5. Осознание – ощущение необходимости измениться, чувство ответ-ственности, реальный отчет о самом себе, кто я такой, понимание, что если я не изменю себя, будет хуже. 6. Решительность – активная жизненная позиция, когда человек решился совершить реальные действия в выбранном направлении, бодрее самоощущение, прилив сил. 7. Убеждённость – человек перестаёт ожидать совершенства от своей работы (и в других сферах), но хочет, чтобы дела шли хорошо, ак-тивное постоянное желание улучшить сегодняшнее положение дел.Последовательность, в которой жизненные позиции осуществляются в жизни разных людей различна. Отсюда различна и жизнь. Однако, человек может изменить свою жизнь, проанализировав и сознательно регулируя свои жизненные позиции. Мы рассмотрели внутренние, психологические факторы, опреде-ляющие судьбу личности. Но она зависит и от внешних обстоятельств жизни, которые могут благоприятствовать или препятствовать реализации жизненных планов и потенций личности. Какие же условия для развития личности предлагает современный мир, современное общество? Судьба личности в современном мире плачевна. Современное технологическое общество представляя, с одной стороны, материальные возможности для практически неограниченного развития личности, с другой стороны ведет тотально наступление на личность. Рассмотрим основные угрозы личности в современном мире. Первое: это дегуманизация системы воспитания и обучения людей (формализм в воспитании, заброшенность детей, ориентация воспитания послушных винтиков существующего общества). Второе: стандартизация жизни, потребительство, как болезнь современного человечества, превращающие личность в потребителя материальных и духовных товаров, нивелирующие личность, стирающие всякую индивидуальность в примитивных массовых стереотипах поведения и мышления. Далее, урбанизация – скопление в городах-муравейниках огромных масс людей, которое выхолащивает, умерщвляет личные человеческие отношения между людьми, происходит массовое обезличивание и взаимное отчуждение людей друг от друга. Бюрократизация общественной жизни, отчуждения народа от власти ведёт к тому, что безличный бюрократический аппарат истребляет вся-кое личное проявление, рассматривая людей, как безличные, послушные винтики, пассивные исполнители чиновничьей воли, и сами чиновники превращаются в безличные и бездушные винтики бюрократической машины. Массовая культура, пришедшая в мир вместе со средствами массовой информации, так же является одним из мощнейших и эффективных средств нивелирования, усреднения, подавления личности, индивидуальности. Наконец, дегуманизация современной науки и техники, превращающихся более в самоцель, а человека рассматривающие как средство, утратившие нравственные ориентиры и ограничения, направляющих свои усилия на управление человеком (генная инженерия, кибернетизация, зомбирование, средства массового поражения и т.п.). Все эти вызовы личности находят отражение в современной психологии и социологии. Так американский социолог М. Симэ выделил шесть социально психологических проявлений отчуждения личности: 1. бессилие – чувство своей неспособности контролировать собы-тия, 2. бессмысленность – чувство непонятности, непостижимости об-щественных и личных дел, 3. нормативная дезориентация – необходимость прибегать для достижения своих целей к социально-неодобряемым (нравственно-неприемлемым) средствам, 4. культурное отстранение – отвержение принятых в обществе или определённой социальной группе ценностей, 5. самоотстранение – участие в действиях которые не доставляют удовлетворения и воспринимаются как внешняя необходимость, 6. социальная изоляция – чувство своей отверженности, неприят-ность окружающими. Другой американский исследователь Р. Лифтон создал целую модель современного человека – Протея, который уже не чувствует себя автономной, устойчивой, замкнутой личностью (монадой) , а постоянно изменяет свои личностные характеристики, ценности, стиль жизни. Подавляющая масса современных людей – это пассивные личности, подавленные, подчиненные современной отчуждающей и дегуманизирующей человека культурой. Они могут быть разделены на три типа. Конформисты, в значительной мере утратившие свою личность, приспособленцы, живущие сегодняшним днём, плывущие по течению, не задумывающиеся о своем положении, не ощущающие нравственного беспокойства дискомфорта. Второй тип – пассивно-активные роботы, функционеры формальных бюрократических структур, целеустремленные на карьеру, зацикленные на формальной деятельности, утратившие свою личную сущность. Третья группа –идейные проповедники и организаторы отчуждения дегуманизации – правители современного общества, в погоне за властью давно утратившие всякие нравственные ценности и человеческие качества. Меньшинство современного человечества – это ещё сохранившиеся, не вымершие динозавры, нравственно богатые и культурно развитые личности, понимающие угрожающее направление развитие современной цивилизации, пытающиеся с этим бороться. Все, кто озабочен судьбой личности понимают, что нельзя спасти личность, не спасая современное общество от дегуманизации его во всех сферах. Все они понимают, что борьба за спасение личности должна опираться на верное понимание причин современного кризиса, а так же предпосылок, путей и способов борьбы с анигуманизмом т.н. технотропной цивилизации. Но в этом вопросе как раз и нет желаемого единства прогрессивной части человечества . программа спасения зависит от понимания причин современного положения личности. Одни исследователи склонны винить порочную природу человека, другие видят источник всех бед в развитии техники и технологии, “демонизм” техники, третьи корень зла видят в неправильных, антигуманных общественных отношениях. Четвертые – в нераспорядочности, подлости и глупости правителей. Отсюда и различие рецептов спасения. Есть и позиции обречённости или фантастической надежды на “инопланетян” помощь высшего разума.Всеобщим ощущением сегодня является ощущение реальной угрозы гибели и вырождения не только личности, но и вообще всего человечества, и каждый человек должен принять личное решение и занять личное место в борьбе за выживание личности в современном мире и значит, выживание человечества вообще.