Четверг, 26 Дек 2024, 20:38
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51655


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Проблема познания личности
Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого такого человека как я. Вполне справедлива мысль о том, что когда рождается человек, рождается целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество становится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и духовной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству личность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотрительности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в старости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.)
Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый задумавшийся над ней постигает эту тайну. Философы ищут ответ в абстрактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального организма.Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического ответа, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной человеческой личности остается до конца не разгаданной.
Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать ис-черпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности.
Польза рассмотрений этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности
Индивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно путать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее существенных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судьбой. Это-то понимание, ключ и методику к нему и дают психоло-гическая концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на правильную объективную диалектико-материалистическую философ-скую базу. О чем здесь идет речь?
О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сначала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека вообще. А это – вопрос чисто философский. И философы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралистических до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особенность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Животное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Философы идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, однако, теряется реальное основание индивидуальности человека – его индивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества являются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вариант – механическое сочетание натуралистического и идеалисти-ческого подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализму души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивидуальности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяющим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и главная трудность познания личности.
Реальное основание для действительного познания личности, как во-обще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущно-сти человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человеческого существа деятельности общественного, производительного материального труда.
Значит сущность человека определяется системой отношений обще-ственных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соответствующими формами деятельности социальными.
Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возникает в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек, есть индивид, включённый в эту систему.
Категория: Для психологов | Добавил: Wrecker (10 Мар 2012)
Просмотров: 735 | Теги: личности, познания, Проблема | Рейтинг: 1.0/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
26 Дек 2024
20:38


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz