Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого такого человека как я. Вполне справедлива мысль о том, что когда рождается человек, рождается целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество становится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и духовной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству личность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотрительности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в старости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.) Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый задумавшийся над ней постигает эту тайну. Философы ищут ответ в абстрактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального организма.Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического ответа, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной человеческой личности остается до конца не разгаданной. Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать ис-черпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности. Польза рассмотрений этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности Индивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно путать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее существенных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судьбой. Это-то понимание, ключ и методику к нему и дают психоло-гическая концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на правильную объективную диалектико-материалистическую философ-скую базу. О чем здесь идет речь? О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сначала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека вообще. А это – вопрос чисто философский. И философы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралистических до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особенность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Животное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Философы идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, однако, теряется реальное основание индивидуальности человека – его индивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества являются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вариант – механическое сочетание натуралистического и идеалисти-ческого подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализму души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивидуальности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяющим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и главная трудность познания личности. Реальное основание для действительного познания личности, как во-обще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущно-сти человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человеческого существа деятельности общественного, производительного материального труда. Значит сущность человека определяется системой отношений обще-ственных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соответствующими формами деятельности социальными. Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возникает в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек, есть индивид, включённый в эту систему.