Методика относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик. Мозартика – новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом. Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение психолога за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на основе созданного игрового сюжета. Мозартика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях играющего. Методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а кроме того, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, прививает формы общения и сотрудничества, навыки самоконтроля и эстетический вкус. Мозартика похожа на мозаику и паззлы, но в ней нет заданности, наоборот, значительно активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа мозартика доступна для любого, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству. В кабинет психолога обращаются классные руководители, воспитатели с жалобами на поведение ребенка: ребенок агрессивен, нервничает, проявляет вспышки гнева. Я использую «волшебную палочку» - игру «Туманы» для установления контакта с воспитанником и для выяснения причин деструктивного поведения. Основная задача: знакомство с внутренним миром ребенка и диагностика его эмоционального состояния.
Игра «Туманы» позволяет ребенку построить динамическую модель своего внутреннего эмоционального настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времен года. Игровое поле состоит из 4 прямоугольных картин, на каждом – сезонно окрашенное пространство за окном, птичка, растительный мир и фрагмент декоративной рамы. Фантазийные фигурки раскрашены пятнами сезонных цветов трапеции, круговые элементы и «палочки».
Инструкция: «Тебе предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых фигурок, из которых можно собрать картинку, композицию. Собери». Обработка и интерпретация результатов: Методика требует от исследователя профессиональной психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической подготовки, так как методика Мозарт - терапия включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии. Хотелось бы поделиться опытом применения данной игры при работе с воспитанниками. Особое внимание хочу уделить тому, что я работаю с учащимися с нарушенным интеллектом. Речь скудна, предложения простые, малораспространенные. Эмоционально-волевая сфера развита слабо. Особенности умственно отсталых школьников хорошо описаны С.Я. Рубинштейн. Примеры встреч.
Максим П., 1 класс 1 сентября. В 1 класс пришли ученики, до этого не обучающиеся в школе (только по направлению ПМПК учащиеся обучаются в специальной (коррекционной) школе). Вдруг случилась истерика у одного из первоклассников. Кричит навзрыд, успокоить не удается. Мама ушла. Привели к психологу. Предлагаю пройтись по кабинету, знакомлю с игрушками. Отвлекается на 1-2 мин и опять плачет. Предлагаю сыграть в игру «Туманы». 2 мин рассматривает детали, выкладывает окружность и начинает опять плакать. - Максим, что у тебя получилось? - Спасательный круг …
Гена Н., 6 класс Выбрал картину «Осень». После объяснения возможностей мозартики, сложил 2 человек: мальчика и девочку. - Кто они друг другу? - Дружат. - Что-нибудь еще хочешь добавить? После 2-х минутной паузы начинает выкладывать зонтик, закрывающий одного их героев. Потом этот зонтик превращается в рамку, которая окружает пару. Очерчивает границу, помещая их в одну зону. В круге появляется и солнышко, облачко. - Мне кажется, что ты их как бы защищаешь, или я ошибаюсь? - От кого мне их защищать? Да нафиг надо. (внимательно смотрит, думает о чем-то) - Хочешь еще что-нибудь добавить? Начинает выкладывать новую фигуру человека. Это уже больше похоже на взрослого, более крупные детали, на голове – корона или шляпа. - Кто это? - Этот человек завидует им, мешает дружить. - Как он может помешать им? Пауза. - Еще что-то хочешь добавить? - А как можно сделать собаку? - Давай попробуем. Предлагаю некоторые детали. Но в основном он берет свои. Получается хорошо. Понятно, что собака. У нее открыта пасть, по размерам большая. Выкладывает под картиной, на самой картине места нет. - Эта собака, чей друг? - Этого, который завидует. Она тоже мешает им дружить. - Что можно сделать для того, чтобы они перестали им мешать? - Не знаю. - Эта твоя картина. Ты можешь сделать на ней все, что хочешь ты. Убирает и собаку, и взрослого. Затем убирает контур, в котором находились друзья. - Если они теперь не мешают. Что будет делать эта пара? - Они пойдут домой. Начинает выкладывать дом. Многоэтажный. Дорожка к паре. Выкладывает солнце (правый верхний угол), облако. - Облако принесет им перемены, хорошее настроение. - Что-то еще хочешь изменить? - Нет, все хорошо. Пусть так будет. - Спасибо за работу.
Миша К. Обучается в 9 классе. По просьбе кл. руководителя произошла встреча. С подростком происходят непонятные вещи, тревожность. Обычно подросток спокоен, активен, является лидером в классе. Подросток зашел робко. Объяснила, кто такой психолог, о конфиденциальности и о правилах работы. (анонимность, добровольность) Начал рассказ. - Опиши сон. - Поле. По середине поля колодец. Я заглядываю в него, а там пусто и темно. - Какие ощущения ты испытал, проснувшись? - Холодно. Пот. Неприятно. - Как давно произошел это сон? - Две ночи подряд снится. - Как ты думаешь, может ли он тебя о чем-то предупреждать? - Не знаю. Может об опасности. - ??? какая опасность может тебя подстерегать? - Глупость какая-нибудь. - Что ты имеешь в виду? - Машина собьет. - Да, такое возможно. Это изменить мы не можем. Такое с каждым может случиться. Что еще может тебя расстроить? - Болезнь. - Что ты имеешь в виду? - Бабушка перенесла инсульт. Сейчас чувствует себя хорошо. Я живу с ней, помогаю по хозяйству. Приезжает тетя. Это произошло, когда я был в школе. С бабушкой очень близки, я переживаю за нее. Дом большой в …., я там помогаю. - Когда это произошло? - Полгода назад. - Как тебе кажется, почему именно сейчас пришел этот сон? - Может, потому что я сам заболел? У меня заложен нос, горло болит, голова кружится. - Возможно. Но это разные болезни. И возраст у вас разный. - Оставим временно эту опасность. Давай вернемся к другим. Что-то еще тебя беспокоит, волнует? Школа? Экзамены? - Так себе. Нет. Все нормально. - Тогда давай попробуем изобразить трудную для тебя ситуацию. - Я не БУДУ РИСОВАТЬ!!! - Я тебя об этом и не прошу. Есть разные способы ее изобразить. Можно с помощью пластилина, бумаги, проволоки, а можно с помощью вот этой игры. Она называется «Туманы». Попробуешь? - Давайте. - Инструкция. Выбрал лето. Правильно подобрал оттенки. Когда была объяснена инструкция, убрал поле, начал выкладывать на столе. Оставила его одного. Выкладывал минут 10. - Я все. - Я рада, что у тебя получилась картинка. Посмотри ее как бы со стороны. Что ты на ней видишь? - Здание. Люди. - Что это за здание? - …. - Кто эти люди? - …. - Тебе приятна эта картина? - Нет. Она неприятная. - Что именно здесь неприятно? - Здание. - А люди? - Люди приятны. Хорошие. - Правильно ли я понимаю, что эти люди идут в это неприятное здание. Что их ждет неприятное известие? Или ситуация? Или Разговор? - Да. - Они могут не попасть в это здание? Не ходить туда? - Нет. (слезы в глазах, скрывает) - Значит, они должны пойти туда, узнать что-то неприятное, не хорошее. - Да. - Посмотри еще раз на свою картину. Что-то хотелось бы тебе изменить? Добавить, исправить? - Может солнце добавить? - Сделай это. - Посмотри еще раз на картинку. Доволен ли ты работой? Что-то хотелось бы изменить, добавить. - Нет, я доволен. - Спасибо за работу. Собирай детали. Собирал очень медленно. Буквально по одной, как будто хотел о чем - то спросить, или думал о чем-то. - Что-то тебе хотелось еще сказать, спросить, добавить. Поделись мыслями. Пауза. (После того, как собрал все) - Спасибо, мне надо подумать. Я еще зайду. - Хорошо. Я буду тебя ждать. После я поговорила с классным руководителем. Состояние М.К. улучшилось. К сожалению, мне не удалось сфотографировать это изображение. Я его изобразила схематично. Здание было выложено разными деталями, бесформенными, неприятными, как будто из камня.
Рафик Л., 4 класс Привела кл. руководитель. Ребенок взволнован, нервничает, не дает проводить урок. - Что случилось, Рафик? - Да. Я нервничаю. Я вчера пришел со школы, а маму с Ваней забрали в больницу. Я ни чего не знаю. Мама утром папе звонила, Ваня лежит в реанимации. Папа ни чего не говорит, я сам понял по разговору. Папа сегодня на работу не пошел. Остался с Кирюшей (брат 5 лет). - В больнице работают профессионалы. Они смогут помочь твоему брату. - Ага, дедушка в больнице умер. Ему ни кто не помог. - Давай попробуем поиграть в игру Мозартика. Инструкция Выполняет молча. На картинке «Осень» появляется мама и трое детей, солнышко «под уголок» в левом верхнем углу. Беседа по картине. Все нравится. Добавить? -Папу. Для него деталей и места не хватает. Пробует, потом убирает все детали. Объясняет: - Он нам не родной. Он пришел, когда Кирюше было 2 года. Мама работала, бабушка жила. Работой доволен. - Не хочу больше разговаривать. Можно просто посидеть? Мне бы к маме позвонить, узнать, как дела. - Да, располагайся где тебе удобно. Взял мешочек с косточками. Мял его. Подкидывал. Сидел на диване. Потом задремал. Проснулся, сказал, что отдохнул и пошел в класс.