При очень тяжелых депрессиях с выраженным ограничением активности или большой продолжительностью, часто—с бредом самообвинения, облегчение мучительных симптомов является первой терапевтической целью, которой и отдается предпочтение.
В этой тяжелейшей стадии депрессии антидепрессанты могут принести заметное облегчение в промежутке от нескольких дней до нескольких недель. Психофармакологические исследования, проведенные так называемым двойным слепым методом, показали, что большинство антидепрессантов приносит постепенное медленное улучшение настроения и повышение активности побуждений у 2/3 больных. Отдельные симптомы (большая потеря веса, раннее пробуждение, депрессивный ступор, навязчивые мысли, бредовые идеи самообвинения и тяжелые состояния страха) нуждаются в различных методах лечения, но прежде всего в психофармакотерапии. Больные также нуждаются в снотворных (группы бензодиазепинов), чтобы иметь возможность отдохнуть хоть несколько часов ночью, и в нейролептиках (с выраженным седативным эффектом) при депрессиях, осложненных бредом.
Больные в состоянии глубокой депрессии и с выраженной заторможенностью нуждаются не только в лекарственных назначениях. Из-за чувства безнадежности, заторможенности побуждений и нерешительности эти пациенты не в состоянии решиться на какое-либо лечение. Они, скорее, настроены на попечение близких, которые берут на себя труд принять решение за них. В зависимости от социальных условий и степени тяжести заболевания, возможного риска суицида больные нуждаются в помощи в специализированной психиатрической клинике. Направление в психиатрический стационар имеет подчас то преимущество, что благодаря смене обстановки для депрессивного больного отпадают невыполнимые в его состоянии домашние обязанности; больничный режим снимает нагрузку или обрывает тягостные межличностные отношения. Кроме того, хорошие психиатрические клинки наряду с медикаментозными методами располагают дополнительными возможностями для лечения больных с тяжелыми депрессиями (например, эрготерапия, лечение музыкой, физиотерапевтические тепловые процедуры и массаж, при необходимости — светотерапия и депривация сна).
Большое значение имеет характер подхода к больным, находящимся в состоянии глубокой депрессии. Почти невозможно избежать чувства раздражения, наблюдаемого у членов семьи больного. Тем более важно предотвратить ответную враждебную реакцию со стороны больного. Призывы «проявить волю» создают для депрессивного больного отягчающую ситуацию, так же как хорошо задуманные, но фальшивые слова ободрения или слишком яв¬ные, преувеличенные проявления сочувствия. Важно, чтобы депрессивный больной получил надлежащее обращение, даже если он совершенно безучастен или отвергает помощь
Только при активации побуждений и улучшении настроения (возможно, под влиянием медикаментозной терапии) депрессивные больные могут снова достичь определенного уровня активности, который позволяет им действовать более самостоятельно, свободнее и последовательнее мыслить. В этом состоянии средней тяжести особенно полезны структурированные программы занятий, для того чтобы восстановить утраченные ритмы дневного и недельного распорядка. Благоприятно сказываются занятия в тех областях, где депрессивные больные могут работать в течение получаса, одного часа, — это ручные работы (накрывать на стол, ухаживать за цветами, что-то мыть, выполнять гончарные работы, проделывать гимнастические упражнения и т. д.), до тех пор пока они подходят больному и дают хороший результат, после чего эти виды работ могут быть отменены.