Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.
Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.
Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."
Комментарий : При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).
Ролевая игра Колобок.
Игра на выявление и проигрывание различных манипуляций, ведение переговоров.
Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:
-Колобок (желательно, чтобы его играли двое – мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)
-Дедка, Бабка
-Заяц
-Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)
-Медведь
Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции – «лесть» и «давление на жалость» сработали – Колобок был съеден.
Ведущий исполняет роль сказочника.
«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа – значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет…
Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок – «Колобок». Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить. Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.
Бабка и дед
Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы…
Заяц
Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь…
Волк и волчица
Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков.
Медведь
Колобки с медом – любимая еда.
Лиса
Ее сила – манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.
В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей. Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:
«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»
«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.
С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.
Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников – мужчина и женщина – для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.
Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»
Анализ : Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована.
ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ
Лесть: «Голубушка, как хороша»
Давление на жалость: «Сами мы не местные»
Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный – второй мой»
Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»
«Стрелка» (изменение фона): «Я - представитель корпорации « NNN »»
Апелляция к авторитету: «А генерал сказал, что крокодилы летают»
Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»
Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»
Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»
Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»
Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»
По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:
1.Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.
2.Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать ( Вы пытаетесь вбить между нами клин? ).
3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.
Ролевая игра "Пиратский бриг"
Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.
Участники путем жеребьевки разбирают роли
1)капитана - вправе обрывать речь любого;
2)старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;
3)штурмана - кроме капитана и старпома;
4)боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;
5)матроса-шута - всех, кроме капитана;
6)матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);
7)недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;
8)юнги - их обрывают все, они - никого.
Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт.
Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча.
В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения..
Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.
В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация:
Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.
Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку. Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.
После просмотра "фильма" все участники садятся в круг и обсуждают следующие вопросы:
-Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?
-Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?
-Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?