Плач бывает разный: от обиды, от негодования, от невыполненного желания, от отчаяния, от горя… Плач – это очень мощный способ выражения собственных чувств.
Для младенца плач – естественный способ рассказать маме о своих потребностях, о том, что ему не хватает или от чего он страдает. Вот, например, о каких видах плача пишут сами молодые мамы на популярных «мамских» интернет-форумах:
требовательный молящий злой надрывный горький лающий раскатистый жалостный голодный …
Матери, безусловно, требуется время для того, чтобы научиться распознавать те мелодические оттенки, те интонации, которые и несут смысловое значение, послание, определяют, что именно нужно ребенку.
Если мать будет фатально, из раза в раз, ошибаться, то, наверное, младенец либо ожесточится, либо устанет от такой непонятливой мамы: он плачет, потому что у него намок памперс, а мать думает, что он голоден; он плачет, потому что голоден, а мать думает, что у него промок памперс. Возможно, так получается потому, что мама в этот момент, глядя на ребенка, думает о ком-то другом, видит кого-то другого в своем малыше.
Ребенок может расстроиться из-за поражения в спортивной игре, из-за плохой отметки, хотя ожидал, к примеру, хорошую, из-за несправедливости учителя. Дети еще не так “закалены”, как взрослые, психологические защиты которых более развиты и совершенны.
Другое дело, если ребенок дошкольного возраста начинает плакать при малейшей несправедливости, при малейшем разочаровании. Тут даже не важно, мальчик это или девочка. Слезы – это ведь и очень сильный способ манипуляции взрослыми. Такой плач несет в себе, скорее всего, только один смысл – отвергнуть правила других.
Маленькие дети плачут еще и тогда, когда остаются надолго без мамы и им становится поэтому очень страшно. Ведь если Вы вдруг окажетесь в совершенно темном лесу, где бродят волки и медведи, Вам тоже, наверное, станет страшно! Поэтому не нужно стыдить ребенка из-за этого, это уничтожает его хорошие чувства, заставляя ощущать себя очень плохим, поломанным, неполноценным, недостойным материнской любви.
Иногда так бывает, что когда умирает близкий человек, ребенку запрещают плакать, сами стараются сдерживать слезы. Конечно, траур, церемония прощания – хотя и тяжелые испытания, но необходимые, чтобы начался нормальный, естественный процесс горевания. Он – непростой, тяжелый. Если же взрослые сдерживают свои слезы, они не дают возможности ребенку понять, как справиться с собственными чувствами от утраты. Ребенок лишается способа пережить потерю, которая может остаться тяжелым грузом в течение всей его дальнейшей жизни. Можно подавить чувства, но нельзя избавиться от того источника, который их вызывает.