Представьте себе, что Вы и Ваш родственник находитесь в разных городах, далеко друг от друга. Вы, наверное, будете общаться по телефону или с помощью писем – так или иначе – Вы будете пользоваться речью: письменной, устной. Речь становится необходимой, когда возникает и увеличивается дистанция.
Бывает, у маленьких детей возникает досадная проблема – им уже три, три с половиной, четыре года, а они никак не могут начать разговаривать. Понимают все, а вот заговорить – ну никак! Посещение специалистов ни к чему не приводит. Но удивительно обнаруживается в какой-то момент, что мамы таких малышей не поют им песенок на ночь, не читают вслух сказки, укладывают их спать рядом с собой, кормят грудью до трех лет. Они как будто пытаются сохранить прочную телесную связь с ребенком, вместо того, чтобы предложить ему связь иного характера, символическую, связанную с миром слов, языка, словесного общения. По сути, такие дети оказываются лишенными того, о чем говорит Поль Валери: «В самом нежном возрасте, едва перестают нам петь колыбельные, под которые младенец улыбается и засыпает, наступает эра сказок. Ребенок пьет их, как пил материнское молоко».
Действительно, сначала мама – как бы продолжение ребенка и пытается угадать смысл его жестов, выражений лица, крика. Но дальше очень важно, чтобы ребенок почувствовал – он не всегда будет таким всемогущим: чтобы заполучить что-то необходимо проявить и собственную активность, чтобы получить что-то, можно попросить об этом с помощью слов. Но если мама продолжает удовлетворять все желания ребенка, зачем ему осваивать речь: ведь он убежден, что она И ТАК ЗНАЕТ, ЧТО ОН ХОЧЕТ. Только одного его недовольного взгляда достаточно, чтоб управлять мамой. Поэтому, если мальчуган трех лет, который до сих пор не заговорил, хмурит брови, грозно смотрит на Вас и издает угрожающие звуки, скажите ему: «Мне кажется, что ты говоришь о чем-то очень важном для тебя. Но я не понимаю точно, что ты хочешь. Попробуй сказать об этом с помощью слов».