Ребенок поступил в школу. От этого поступления мы ожидаем много. Нам кажется, что первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Но в реальности, он остается тем - же вчерашним дошкольником. Ребенок старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. Невозможно стать школьником в один момент. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является – адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению
Адаптация ребенка к школе - это процесс длительный и сложный.
Различают 3 этапа адаптации первоклассников к обучению в школе: Высокий этап адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится к урокам), общественные поручения выполняет добросовестно и охотно, занимает в классе благоприятное положение. Средний этап адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. Низкий этап адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, преобладает подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения по образцу требуется значительная учебная помощь со стороны учителя и родителей. Некоторые советы для родителей. Первое время ребенок находится на границе школьного и дошкольного возраста. И не надо осуждать его за то, что он кладет в портфель свои любимые игрушки. Важно поощрять любую учебную деятельность, даже, если она связана с игрой. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдет "на нет", но если стараться ее искоренить, то это не принесет ребенку никакой пользы.
Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать это желание. Родители должны искренне интересоваться их школьной жизнью, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь крючок из прописей.
Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от плохих мыслей и чувств. Начало обучения в школе для ребенка - это большие нагрузки. Школьный режим для него труден. Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание. Важно ограничить время приготовления уроков. Оно не должно превышать одного часа для первоклассников.
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.