Урок русского языка в 5 классе. Учитель ШАМОВА ЛИЛИЯ ИВАНОВНА ГОУ СОШ № 403 Восточного округа Города Москвы
1
Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Цель урока: Повторить и систематизировать знания учеников об имени существительном, поставить задачи дальнейшего овладения знаниями по данной теме
Ход урока.
1. Проверка дом задания .Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры. 2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» Всему название дано- И все, что может видеть глаз- И зверю, и предмету, Над нами и под нами,- Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,- А безымянных – нету! Означено словами 3 Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам. Вещам. К какой части речи относятся эти слова?
Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.
Каверза: - Ох, все – то они знают. Так вам и поверили.(Появляется Каверза)
Учитель:- А вы кто?
Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу. Вот какие они могут назвать родственников существительного, т.е. родственные слова?
Ученики называют слова и рассказывают о происхождении слова.
Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?
Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.
Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном? /Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными./ Приведите примеры.
2 Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род. - А вот у меня еще есть два портрета, я сама рисовала, как они мне нравятся. /Плачущие мальчик и девочка/ А к какому роду относится слово «плакса»? Куда поместить слово «плакса»?/
Учитель:- Что вам еще известно о существительных?
Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.
Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/
1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат существительные мужского и женского рода. 2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего. 1 скл.: - Зато нет женского. 3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый. 2 скл: - И всего-то один женский.
Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика/
Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза. Окрестность ,брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.
Каверза:- Ой, какие умные! А ну-ка напишите слово «имя». Вот и не все знают.
Учитель: - Что же ребята изучат и такие существительные, которые не относятся ни к одному склонению.
Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам\/
Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите: В маленьком домике на окраине деревни в этой местности жила Каверза. 3
Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.
Учитель: - А вот у меня есть предложение, ну-ка, Каверза, найди в нем подлежащее.
Плакат : Дождем намочило асфальт. Каверза говорит: «Асфальт»Ребята объясняют отсутствие подлежащего и роль существительных в предложении. Приводят свои примеры, иллюстрирующие роль существительных в предложениях. /Записать предложение, сделав его двусоставным./
Каверза:- Думаете, вы меня победили? У меня есть одна тетрадка мальчика Вовы, она мне очень жалуется на своего хозяина. Вот угадайте, на что?.
Страница тетради Вовы.
Имя сущиствительное.
Подули зимние ветры. Из низких тучь посыпались хлопья снега. Влесу замело все тропинки. Вдруг пробежал пушистый зайчек. С елке серебристым дождем полетел снег.
Учитель: - Давайте обратимся к Вове и выскажем ему свои замечания, начиная их словами: «Эх, Вова, пора знать, что… А теперь перепишите текст, исправив все ошибки. Учитель: - Ну, что, Каверза, молодцы наши ребята?
Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу Учитель.- Давайте прочитаем в учебнике об имени существительном и приведем в систему ваши знания. Чтение учебника и составление плана рассказа о существительном.
Морфологический разбор существительных /Если останется время/ /Подчеркнутые слова из исправленного текста/ Домашнее задание. Приготовить связный рассказ по плану об имени существительном, вып. пр №