Материал разработала и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей № 90 город Краснодар E-mail автора: ivan9714@mail.ru
Участвуют по 5 человек из класса (параллель 3-х или 4-их классов).
Цели:
1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака. 2.Прививать интерес к чтению. 3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.
Украшение зала:
Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:
1.С книгой жить - век не тужить. 2.Испокон века книга растит человека. 3.Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде. 4.Хорошая книга - лучший друг. 5.Кто много читает, тот много и знает. 6.Ум без книги - что птица без крыльев. 7.Книга - книгой, а своим умом двигай. 8.Больше узнаешь - сильнее станешь. 9.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. 10.Легко забыть то, чего не знаешь.
Домашнее задание (было дано заранее):
1.Прочитать произведения:
"Почта" "Кошкин дом" "Теремок" "Двенадцать месяцев" "Сказка о глупом мышонке" "Сказка об умном мышонке" "Пожар" "Багаж" "Вот какой рассеянный" "Усатый - полосатый"
2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).
Ход праздника:
Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвящённый С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Биографическая справка.
Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
Меня считают одним из основоположников детской литературы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.
Учащийся 2.
Самуил Маршак
Исчезнет мир в тот самый миг. Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не станет темноты… Нет, будет мир существовать, И пусть меня в нём нет, Но я успел весь мир обнять, Все миллионы лет. Я думал, чувствовал и жил И всё, что мог, постиг. И этим право заслужил На свой бессмертный миг.
Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Представление команд (названия, капитан).
Ведущий:
1. Разминка. Слово - отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка - 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок).
1)Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь).
2)Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сегодня на носу? (Очки).
3)Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. (Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4)Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч).
5)Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно Каждый час, А вы, друзья, Не бейте нас! (Часы).
6)В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать! (Утюг).
7)Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И наконец, совсем исчез. (Календарь).
2. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ "да", то поднять карточку зелёного цвета, если "нет" - красного (поднять по сигналу одновременно). Правильный ответ - 1 балл, возможно заработать 5 баллов.
1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?
Ответ: верно.
"Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год".
2) Говорит мышонок Мурке: - Ну, тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком И лови меня потом.
Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".
Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".
3) Главного героя - пожарного из стихотворения "Пожар" зовут Кузьма.
Ответ: да.
4) Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.
Ответ: верно.
"Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: - Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать! Вот тебе на память кошка. Посуши её немножко!
5) Борода твоя долга, Да не выросли рога. У меня длиннее вдвое - Живо справлюсь я с тобою.
Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".
Ответ: неверно, это коза.
3. Задание "Фейс - контроль". Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов.
1) Принесла овсяной кашки, Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиску, Отвернулся он от миски. Герой: котёнок.
Произведение: "Усатый - полосатый".
2) Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил. Герой: кот Василий.
Произведение: "Кошкин дом".
3) Кто охранял теремок?
Герой: ёжик.
4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?
Герой: Месяц Апрель.
5) Как зовут падчерицу?
Имя: нет имён в сказке.
Карточка для 3 задания.
Класс: 4 " ___"
3. Задание. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.
1) Принесла овсяной кашки, Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиску, Отвернулся он от миски.
Герой: _________.
Произведение: "_____________________".
2) Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил.
Герой: ______________________.
Произведение: "_________________________".
3)Кто охранял теремок?
Герой: _________________.
4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?
Герой: ____________________.
5) Как зовут падчерицу?
Имя: ________________________.
4. Задание "Доскажи словечко" . Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов).
1) Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. Маршак С.Я. "Почта".
2) Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Маршак С.Я. "Вот какой рассеянный".
Карточка для 4 задания.
Класс: 4 " ___"
4. Задание: Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений.
1) Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ____________ , С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной ________________ , Это он, Это он, Ленинградский _____________________ .
2) Жил человек _____________________ На улице Бассейной. Сел он утром на ________________ , Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это ___________ .
5. Задание "Кто больше". Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.
1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":
Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).
Игра со зрителями
Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев".
1) Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. (Март).
2) Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи! Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. (Апрель).
5. Конкурс - домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть.
Жюри оценивает по пятибалльной системе.
Пример:
Самуил Маршак
Котята.
Два маленьких котёнка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котёнка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. - Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь? Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:
"Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!"
Учащийся 3.
Самуил Маршак
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!
Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри.
Награждение победителей и участников.
Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших успехов в изучении детской литературы!
Конец
Литература:
1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981. 2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007. 3. Биографии писателей
Конкурсная таблица баллов для жюри
№ Название конкурса а б в г д е
1 Разминка (7 вопросов – максимально 7 баллов)
2 Конкурс капитанов (5 вопросов – максимально 5 баллов)
3 Фейс-контроль (7 ответов – максимально 7 баллов)
4 Доскажи словечко (6 баллов – 6 слов)
5 Кто больше? (34 балла максимально – 34 слова)
6 Конкурс чтецов (1-5 баллов)
Итого
1 место - класс
2 место - класс
3 место - класс
Благодарность за участие - классы.
Самуил Маршак
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!