Авторы: Е. В. Осипенко, С. В. Севдалев
В издании представлена методика комплексной дыхательной гимнастики для младших школьников, способствующая развитию и повышению функционального потенциала дыхательной системы. Значительное внимание уделено автоматизированному педагогическому контролю физического состояния школьников в процессе обучения с использованием авторского программного обеспечения.
Работа адресована специалистам лечебной и оздоровительной физической культуры, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам педагогических специальностей, руководителям и педагогам учреждений общего среднего образования, слушателям курсов повышения квалификации.
Содержание
Список условных обозначений
1 Состояние здоровья, особенности возрастного развития кардиореспираторной системы у школьников
1.1 Сравнительный анализ состояния здоровья школьников, проживающих в экологически неблагоприятных условиях
1.2 Возрастные особенности функционального состояния кардиореспираторной системы у детей школьного возраста
1.2.1 Возрастные особенности развития функции внешнего дыхания
1.2.2 Возрастные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы и показателей ее вегетативной регуляции
1.3 Механизмы регуляции спонтанного и произвольного дыхания
1.4 Резервы дыхательной системы и пути их повышения
1.5 Основные подходы к классификации дыхательных упражнений
1.6 Влияние занятий физическими упражнениями на кардиореспираторную систему детей и подростков
2 Исследования физического развития и функционального состояния младших школьников учреждений общего среднего образования, проживающих в условиях г. Гомеля
2.1 Система оценки физического развития и функционального состояния детей
2.2 Особенности физического развития и функционального состояния младших школьников средних школ г. Гомеля
3 Совершенствование дыхательной функции у младших школьников
3.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
3.2 Система автоматизированного педагогического контроля физического состояния детей школьного возраста
3.3 Теоретико-методическое обоснование инновационной методики комплексной дыхательной гимнастики для младших школьников в условиях группы продленного дня
3.4 Экспериментальное обоснование эффективности применения инновационной методики комплексной дыхательной гимнастики для младших школьников в группах продленного дня
3.4.1 Динамика показателей физического развития, функционального состояния и физической работоспособности у детей 8–9 лет
3.4.2 Диагностика и оценка дыхательной функции у детей 8–9 лет
3.4.2.1 Программа диагностики респираторной системы у детей младшего школьного возраста
3.4.2.2 Динамика показателей функции внешнего дыхания у детей 8–9 лет
3.4.3 Влияние оздоровительных занятий на состояние здоровья участников эксперимента
Заключение
Практические рекомендации
Список использованной литературы
Коротко об авторах
Приложение А Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
Приложение Б Звуковая гимнастика
Приложение В Дыхание по системе «Хатха-йога» (Пранаяма)
Приложение Г Тренировка резервов мощности дыхательной системы (по Кучкину С.Н.)
Приложение Д Динамика показателей физического состояния детей 8–9 лет в ходе формирующего педагогического эксперимента