Среда, 24 Апр 2024, 09:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Внеклассное чтение

Из опыта работы
В последние несколько лет я работаю над проблемой "Использование разнообразных методов и приемов на уроках чтения и родного языка с целью осознания и глубокого усвоения материала учащимися, их развития и воспитания".


Перед собой я ставлю цель:

1.Зробиты процесс обучения, по возможности, интересным и рациональным.

2.Систематично используя упражнения для развития речевого аппарата ребенка, предотвратить возможные отклонением.

3.Поеднаты умственное, нравственное, эстетическое, художественное, трудовое воспитание

Как правило, к нам приходят разные дети: одни мечтают о школе, другие - боятся ее и хотят остаться всегда "маленькими". Итак первое мое задание понравиться детям не только как учитель, а возможно, как друг, с которым можно поговорить искренне, поиграть, посмеяться. Наладка доверительные отношения и с родителями. И уже после первого урока дети идут в школу с удовольствием. Следовательно эмоциональная атмосфера создана. Возникает следующая проблема: как же сделать так, чтобы было желание научиться учиться и как правильно для этого организовать такие уроки.

Эффективным средством формирования активности учащихся является привлечение их к выполнению ситуативных задач, проблемных ситуаций, решение которых способствует развитию умений ориентироваться в различных ситуациях, планировать собственную позицию, прогнозировать результативность. Развитие коммуникативных навыков детей обеспечивают упражнения и задания на формирование умений внимательно и вдумчиво слушать , воспроизводить и анализировать услышанное, говорить уместно, четко, убедительно правильно; коммуникативно оправданно пользоваться языковыми средствами, характерными для разных типов, стилей и жанров речи при создании устных и письменных высказываний.

Развивать у детей навыки различения звуковой формы слова, анализа звуков, их дифференциации, формировать умения анализа звуков речи, развивать внимательность, способность воспринимать слова с голоса и определять их фонетические особенности помогают упражнения на дифференциацию звуковой формы слова.

В первом классе это упражнения такого вида:

Я (или кто-то из сказочных героев) называю пару слов, ученики должны определить, какими звуками отличаются слова, объяснить значение слов:

Ночка - река, горе - море, коса - роса, гора - нора и др..

Затем предлагаю детям самостоятельно подобрать пару к словам:

Год - (сторона), урок - (шаг), шило - (мыло), лед - (книга).

Дети пробуют сами придумать такие пары слов.

Очень интересно проходит работа над определением звуков каких-то событий. Дети слушают записи (фонограмму) звуков: хождение, бег, стук, перелистывания страниц, шум моря, леса, дождя, ветра, капания воды, плеск, грохот авто подобное. Ученики называют звук услышанного явления. И наоборот: демонстрирую детям иллюстрации (самолет, автомобиль, лес, море, ручей, капельки воды) - они должны их озвучить.

Во втором классе такие упражнения немного усложняются. Например.

- Послушайте строку слов, определите, какой по порядку звук в слове постоянно меняется, назовите эти звуки.

Рак - мак - лак; кот - угол - кит; бор - бой - зрение; семь - сок - возраст;

Рог - род - рой; гора - горе - нора.

Или такое задание (по принципу к предыдущему): определить, какой звук меняется, добавить слово в ряд, заменив соответствующий звук.

Нора - гора - (кора), сыр - тир - (мир),

Галка - ветвь - (игла), звезда - дырка (норка)

В третьем, четвертом классе выполняя такую ​​задачу, стараюсь подбирать упражнения, направленные на формирование умения анализировать звуки. развитие внимательности, способность воспринимать слова с голоса и определять их фонетические особенности.

Например - послушайте слова, измените в словах один или два звука так, чтобы образовалось новое слово.

Лис - (лось, лес), вес - (нога, вата), рулет - (букет, буфет), печка - (ночка, река).

Прослушайте пары слов. Определите, чем эти слова отличаются, какие звуки добавлено, которые забрали, а которые заменены другими.

Каштаны - брюки, мышь - тишина, ручка - внучка, лоза - железа, сын - синица, игра - грамота.

-Подберите к поданным слов цепочку совместно - корневых. Чей цепочка будет длинным, то - победитель.

Урок, письмо, самолет, дерево, чудо, книга и др..

Большое значение на уроках языка и чтения придаю работе над развитием общего понятия о строении слова и словообразование, умению образовывать новые слова от представленных. подбирать однокоренные слова, и при этом развивая речевую деятельность учащихся и умение логически мыслить.

Поскольку в 1 и 2 классе еще не введено понятие основа, корень, суффикс, приставка слова очень часто использую на уроках метод "выполни по образцу". В задачах, называю пару слов или способы образования новых слов, демонстрирую их преобразования детям, которые по аналогии выполняют задания.

При этом используются подсказки - значения производных слов. Например Зачитываю составленные слова, дети объясняют их значение и называют слова от которых они образовались

Носорог = нос + рог;

Пятиугольник = пять + угол;

Косоглазый = косой + глаз

Паровоз = пара + возить

В другой вправе дети составляют основы двух слов и получают новые слова, объясняющие их значение:

Звезды + падать = звездопад;

Лес + парк = лесопарк;

Снег + ходить = снегоход;

Снег + падать = снегопад;

Лед + ломать = ледокол;

Листья + падать = ноябрь;

В 3,4 классе при изучении этой темы учащиеся используют карты с отметкой префикса и суффикса. Я называю слова. дети поднимают карточки с отметкой согласно способу создания этого слова (префиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

Кровать, прическа. уехать, лестницы, отлет, рост, обертка, сказка, пословица, стакан.

Современная система обучения позволяет повысить результативность урока через организацию деятельности как всего коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Готовясь к уроку стараюсь строить его так, чтобы увеличить время самостоятельной работы школьников. Убеждена, что самостоятельность учащихся является важной предпосылкой сознательного и прочного овладения знаниями: она развивает сосредоточенность, целеустремленность, умение рассуждать, формирует индивидуальный образ мышления. При этом условии обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью. Это дает мне возможность в это время работать с отдельными детьми индивидуально, направляя свою работу на формирование у учащихся умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль, помогать товарищам.

Основная часть урока отводится самостоятельной работе школьников в парах или индивидуально. На начальном этапе перестройки структуры урока преобладают письменные работы. Учащимся предлагаются задания разной сложности. Одним списать текст, вставляя пропущенные части слова, другим, кроме этой задачи, - распространить предложение. На уроке языка применяется самостоятельная работа в парах. Дети получают одно задание на двоих и совместно выполняют его на карте. При этом те ученики, у которых есть определенные пробелы в знаниях, могут заполнить их с помощью товарищей. Ввод взаимоконтроля при самостоятельной работе придает ей высокой эффективности. Школьники постепенно учатся замечать ошибки товарищей, а со временем избегать их в своих работах.

Устная самостоятельная работа в парах позволяет качественно закрепить новый материал. Ученики получают задание и выполняют их, выступая то в роли учителя, то в роли ученика. Например, при работе в 1 классе над пакетом "Спеши, синички!" Дети получают задание ответить на вопрос:

1.В словах которой синички при чтении нужно передать интонацию радости, а какой - печаль?

2.Прочитайте текст по ролям, скажите что вас поразило в поступке первый синички?

Учащиеся работают в парах, а затем один из них читает текст перед классом. Применение самостоятельной работы на этапе изучения нового материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, возбуждает их творческие силы. Для ознакомления с новым материалом практикую такие виды самостоятельной работы: грамматический анализ слов, предложений, наблюдения над языковыми явлениями, сопровождаемое беседой с последующими выводами, словообразовательной задачи, анализ таблиц.

Задания для самостоятельной работы стараюсь логично связывать с предыдущим материалом. Содержание их на разных этапах урока подбираю так, чтобы в восприятии материала принимали участие различные виды памяти - зрительная, слуховая, моторная.

В ходе индивидуальной работы над текстом с целью осознания его содержания использую следующие задачи:

1. Найди, прочти текст, где автор передает свое отношение к изображаемому.

2. Прочитай и перестроит деформированный план согласно тексту.

3. Прочитай текст и размести готовы заголовки к поделенного на части текста.

4. Прочитай и Добери отрывки из текста к иллюстрациям.

5. Прочитай текст и подумай, о которой черту характера персонажа говорится в ней.

6. Прочитай и Добери к каждой части рассказа пословица.

7. Ознакомьтесь с текстом и подумай. чем они похожи.

Уметь самостоятельно работать - главное, чего ученик должен научиться в школе. Понимание прочитанного является основной характеристикой чтения. Оно зависит от многих факторов: понимание слова, предложения, целого текста.

Я считаю, чтобы понимать текст, читаемый надо, надо прежде всего иметь достаточный лексический запас, уметь быстро без труда соотносить форму слова со звуковой (это особенно существенно для чтения вслух), а также с соответствующим значением.

Расширение лексического запаса неразрывно связано с обогащением жизненного опыта. Поэтому планируя работу над словами из текста, считаю нужным сначала решить, само слово, а соответствующее понятие требует большего внимания. По опыту работы знаю, что дети могут хорошо знать понятия, но не знать одного из синонимов для обозначения этого понятия (а именно это слово из синонимического ряда употреблено в тексте).

Например ноготки, календула, напряженный, усиленный, интенсивный. В других случаях незнакомое слово обозначает предмет, признак, которым школьник не знает (экзотическое растение).

Слово можно легко объяснить через синоним. Основное внимание уделяю звучанию слова, сопоставлению их с написанным, умению быстро распознавать слово (отдельно и в группе слов) с карт молний.

Упражнения на уточнение (проверку) понимание пытаюсь строить так, чтобы по возможности не ставить учащихся перед необходимостью давать определение слова. Ведь психологи считают, что важнейшим критерием усвоения слова является адекватное применение его в соответствующих ситуациях.

Чтобы решить ее, я использую на уроках такие лексические упражнения-тексты:

1. На листе плотной бумаги в произвольном порядке размещены семь рисунков, изображающих предметы, подобранные по определенному признаку. Например средства передвижения, орудия труда и т.д.. Отдельно на этом самом листке написаны в столбик слова - названия этих предметов. Задача ученику: по возможности быстро прочитать слово, найти соответствующие рисунки и вписать номер рисунка в пустой кружочек, что есть у каждого слова. Последовательность действий может быть и иной. Например посмотрев на рисунок, ученик ищет его название среди данных слов.

Упражнение того же типа, что и предыдущая, но несколько затруднена. Рисункам прилагаются не только слова - названия соответствующих предметов, но и слова - названия признаков, которые можно отнести к этим предметам. Например на карте нарисовано семь учебных предметов, а отдельно даются слова в два столбика:

1. учебник А акварельный

2. карандаш Б деревянный

3. циркуль В металлический

4. резинка Г мягкий

5. краски Д новый

6. тетрадь Есть тонкий

7. ручка Е шариковый.

Задача ученику: разглядеть рисунки, прочитать слова, сравнить их между собой и зафиксировать результат с помощью условных обозначений.

А именно: к номеру рисунка следует дописать номер слова - названия предмета и соответствующую букву, которая указывает на его признак. Вместо признаков во втором столбце можно давать названия действий, обстоятельств и т.д..

1. сад а) чернеет 1. метр а) в ящике;

2. город б) зарастает 2. иглы б) в кармане;

3. лес в) прыгает 3. нити в) в руках;

4. поле г) волнуется 4. булавки г) под стулом;

5. река д) блестит 5. крючок д) на пальцы;

6. озеро е) течет 6. пряжа е) в подушечке;

7. море есть) шумит 7. ножницы есть) в клубке;

8. ручей же) раскинулось 8. спицы и) в коробке;

9. гора с) зеленеет 9. мел с) на полу;

10. яр и) цветет 10. наперсток и) на спинке стула.

3.Работа над определением слова, которая осуществляется по уже образцом. что и предыдущие упражнения. В этом случае во втором столбце даю определение подобранных слов. Задача ученику: прочитать слова первого столбика и к каждому слову найти определение со второго столбика, соотнести с рисунком. Например
Категория: Внеклассное чтение | Добавил: vadik11092 (01 Фев 2012)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
09:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz