ТЕМА: Описательный оборот как лексическое средство связи предложений в тексте.
ЦЕЛИ:
1.дать понятие об описательном обороте как лексическом средстве связи предложений в тексте; 2.повторить, что такое тема широкая и узкая, что такое эпиграф, идея текста; 3.развивать речь учащихся, пополнять словарный запас; 4.учить составлять связный текст на основе накопленного материала. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I.Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята и наши уважаемые гости, не правда ли, удивительно хороший сегодня день. Наконец-то весна вступает в свои права. Просыпаешься утром и слышишь весёлое пение птиц (звучит запись голосов птиц), а посмотришь в окно - и вспомнишь знакомые строчки стихотворения кубанского поэта Ивана Вараввы:
За серебряным затоном Расплескалось тишина. Заблудилась в сонных клёнах Краснодарская весна. Давайте же мы вслед за краснодарской весной отправимся в путешествие по этому беспредельному, пышному, великолепному царству и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта (звучит музыка Вивальди пьеса "Весенние голоса"), пристрастный взгляд натуралиста, зоркий -художника. Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта:
Я более всего весну люблю, Люблю разлив стремительным потоком, Где каждой щепке, словно кораблю Такой простор, что не окинешь оком, - писал Сергей Есенин.
"Теплое солнышко, точно щурилось, улыбалось сквозь бледную апрельскую дымку в небе. В голом саду пели дрозды, гудели пчёлы," -так писал о своём любимом времени года Иван Бунин.
II.Определение темы и цели урока.
А думаете, почему я так лирично начинаю сегодня наш урок? Да потому, что мы будем учиться писать сочинение о весне, и тема нашего урока - "Описательный оборот как лексическое средство связи предложений в тексте".
(Запись в тетради)
Нам предстоит многое вспомнить и повторить. Мы будем учиться придумывать описательные обороты, чтобы избежать в сочинении речевых повторов. Итак, в путь!
III.Повторение.
Учитель: вспомните:
1.Что такое тема текста? (Это то, о чём повествуется в тексте) 2.Какими бывают темы текста? (Широкие и узкие) 3.А чем отличается широкая тема от узкой? (Широкая тема более общая, она вбирает в себя ряд узких тем) 4.Что такое идея текста? (Это главная мысль текста) 5.А что такое эпиграф? (Это цитата или пословица, которая пишется после заглавия работы) IV.Определение темы работы.
Я вам предлагаю общую широкую тему "Весна", а вы определите для себя узкую тему. Назовите её. (Дети называют свои темы).
Работа по схеме "Темы широкие и узкие"
Тема -это то, о чём говорится в тексте.
Ш В Ура! Весна! У И Е Весна в нашем парке З Р С Здравствуй, весна -краса К О Н Весна в лесу И К А Звуки весны Е А Я
Посмотрите, в каком названии выражена не только тема, но и идея сочинения? Какая мысль звучит в этих названиях? (Все рады приходу весны). Итак, выберите название для своего сочинения, запишите его на отдельном листочке.
А чтобы ваша работа получилась интереснее и красивее, надо подумать об эпиграфе. Я попросила вас подобрать и выучить стихи о весне. Прочитайте их.
V.Чтение стихов детьми.
В это время на доске трое ребят нарисуют своё видение весны. (Дети читают и рисуют).
1. Какие строки можно взять в качестве эпиграфа? Вы знаете, что он может быть коротким.
Ученик: "Я более всего весну люблю…" Сергей Есенин
Учитель: Как оформляется эпиграф? (Запишите его на листочках)
VI.Сбор материала к сочинению.
Теперь будем собирать материал к сочинению.
1. Из стихов, которые вы выучили назовите имена существительные, запишите их столбиком, пропуская строчку (У доски работает один ученик)
Весна - ясноглазая краса-девица; Небо - огромный голубой купол; Солнышко - золотой небесный подсолнушек; Земля - изумрудный нежный весенний ковёр; Воздух - душистый аромат; Ручей - звонкоголосый щелкунчик; Облачко - лёгкий небесный дымок; Черёмуха - белая снегурочка; Птичьи гнёзда - колыбельки для маленьких птенцов. Подскажите, а что это за белая снегурочка около ручья? Запишите этот оборот рядом со словом черёмуха. ВЫВОД: Автор применил описательный оборот, который помог связать предложения в тексте.
Что же такое описательный оборот?
1.Это слова, которые помогают связать предложения в тексте. Они украшают текст, помогают избежать лексических повторов в сочинении -наиболее распространённой речевой ошибки в работах учащихся (Работа по картине "Ранняя весна") 2.Давайте подберем словосочетание к существительным, которые могут выступать в качестве описательного оборота. 3.Рассмотрите репродукцию и рисунки ребят. Допишите названия весенних птиц и придумайте к ним описательные обороты. 4.Что мы с вами подбирали? (Описательные оборот). 5.Теперь попробуем употребить эти выражения в предложениях. Вставьте подходящие по смыслу слова в эти выражения и запишите их на листочках (на экране текст). Наступила долгожданная … Расцветила …. всё вокруг… Стало ясным, чистым, огромным … раскинулось оно над нами. Веселей засияло … Этот всё больше дарит свой свет и тепло всему живому на земле.
6.Сейчас из всех прочитанных вами сегодня стихотворений назовите красивые обороты, чтобы употребить их в сочинении (на доске ребята пишут по очереди) черёмуха ветками шепчет; лёгкая, как облачко; чистая, как снег; воды шумят весной; гонцы молодой весны; румяный светлый хоровод; подснежник-маленький разведчик, посланный весной и т.д. VII.Сказка.
А вы знаете, кто весну делает? Наверное, нет. Вот, послушайте сказку. Может и вы сочините такую же.
VIII.Продолжайте работать до конца урока над сочинением, употребите в нём цитаты. Закончив работу, прочитаем два-три сочинения. (Прокомментировать, на сколько удачно работа читающего, есть ли речевые недочёты, употреблялись ли описательные обороты).
IX.Вывод. Итог урока.
1.О чём мы сегодня узнали? 2.Что же такое описательный оборот? 3.А для чего мы собирали материал? 4.Значит, домашнее задание - перечитать черновик сочинения, дополнить и переписать. 5.Лучшие работы будут помещены в классе на стенд. 6.Оценки за работу на уроке.