Все учителя русского языка (да, впрочем, и других предметов) хотят, чтобы их ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. У одних детей это получается хорошо, у других ? не очень, у многих ? совсем плохо. Успех здесь во многом зависит от способностей, от речевой и общей культуры семьи. Школа, конечно, тоже участвует в развитии речи учащихся, предлагая им читать книги, учебные и художественные, побуждая к речевой деятельности: устному пересказу и рассуждению, составлению планов и тезисов, написанию сочинений и изложений ? и оценивая результаты.
Когда результаты нас не удовлетворяют, мы говорим: ?Фактические ошибки, бедный язык, повторы; нарушена последовательность, пересказ вместо рассуждения; бездоказательно, нет опоры на текст¦,-и иногда предлагаем выполнить работу над ошибками или переписать все. Механически ликвидировать повторы могут многие ученики, выстраивая из ?синонимов¦ и местоимений цепочку вроде ?заяц ? зверек ? он ? косой¦ или ?Пушкин ? он ? поэт ? стихотворец¦, но нас и это не устраивает, а остальные учительские претензии и вовсе ставят детей в тупик и вызывают либо раздражение непонятностью, либо ощущение бессилия и обреченности. Строго говоря, мы спрашиваем с детей то, чему их специально не учили.
Многие учителя понимают, что речевые навыки нужно отрабатывать с учащимися специально, причем делать это необходимо, во-первых, опираясь на изученный грамматический материал, а во-вторых, планомерно, систематически, проявляя настойчивость, соизмеримую с усилиями, которые обычно затрачивают на трудные орфографические правила, например правописание безударных гласных корня. Само собой разумеется, что, как и в случае с безударными гласными, никакая продуманная система не обеспечит стопроцентного успеха. Но планомерное, осмысленное выполнение предлагаемых упражнений дает ощутимые разультаты.
Известно, что недостаточно уметь складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное. Часто ученики и начальной школы, и постарше торопятся, пропускают мимо сознания слова, особенно служебные или вводные, довольствуются приблизительным общим смыслом. Специальные упражнения на понимание прочитанного (раздел I) состоят из текста и некоторого количества пронумерованных утверждений . Ученики читают текст какое-то время ? учитель, зная класс, сам решит, сколько минут нужно для того, чтобы прочитать текст два-три раза , ? откладывают его в сторону и только после этого читают утверждения и дальше действуют по заданию, например выписывают номера правильных или неправильных утверждений или сортируют утверждения . Эти упражнения можно выполнять начиная с пятого класса.
Рассмотрим проблемы повторов и синтаксической бедности языка. Они, конечно, взаимосвязаны. Многие пяти- шестиклассники, а то и старшеклассники привыкли употреблять простые, короткие, однообразные по структуре предложения, обычно двусоставные, начинающиеся с обстоятельства или подлежащего и ничем не осложненные. Тогда, естественно, они вынуждены использовать в целом ряде предложений одинаковые подлежащие-существительные, изредка перемежая их личными местоимениями. И тут бессмысленный, немотивированный повтор, если применить медицинскую терминологию, не болезнь, а симптом, то есть внешнее проявление существенного порока. Многие дети не знают, что нужно связывать мысли, или не привыкли это делать.
Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей (II, IV) помогут сформировать или закрепить это важное умение. Каждое упражнение представляет собой испорченный текст, низкое качество которого очевидно: он мог бы быть интересным по содержанию, но выглядит смешным и глуповатым из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений. А ученики легко могут его улучшить, используя уже известные синтаксические конструкции и союзы и другие специальные слова для связи. Если эти слова приводятся в упражнении, задача в том, чтобы их правильно разместить; если нет ? их нужно подобрать самим.
Начиная с пятого класса (а возможно, и раньше) дети свободно используют однородные члены, строят сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, восстанавливая отношения противопоставления, уступки, причинно-следственные и проч. При этом пятиклассникам, конечно, совсем не обязательно запоминать названия видов придаточных.
Упражнения такого рода ? необходимое дополнение к тем, что традиционно даются при изучении синтаксиса и пунктуации. Обычно ученики анализируют готовые конструкции, расставляют пропущенные знаки препинания, составляют предложения по заданной схеме. Здесь же они сами должны выбрать конструкцию, использование которой сделает текст понятным.
Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей стоит выполнять с начала пятого класса и на протяжении всех последующих лет обучения русскому языку, а не только в связи с изучением синтаксиса. Естественно, учитель не должен требовать, чтобы ученик восстановил оригинальный текст: это часто невозможно, да и не нужно. Достаточно, если текст станет понятным, логичным, непротиворечивым.
В каком бы классе ни приступили к выполнению упражнений на восстановление семантико-синтаксических связей впервые, начинать нужно с первых упражнений, не смущаясь их детским, сказочным содержанием; практика показывает, что и старшеклассники восстанавливают тексты сказок своего детства с удовольствием.
Теперь рассмотрим упражнения, помогающие ученикам осознать структуру рассуждения (ведь текстов именно этого вида мы обычно ожидаем от детей, когда предлагаем им сочинение по литературе или по личным впечатлениям). Очень важно, чтобы ученики различали в готовом тексте тезисы, доказательства, выводы, переходы от одной мысли к другой, замечали, когда недостает какого-нибудь из элементов. Все упражнения на упорядочение элементов (III) рассуждения представляют собой испорченные тексты, в которых нарушен порядок предложений или абзацев. Учащиеся должны понять, в каких предложениях сформулированы мысли, в каких содержатся доказательства, иллюстрации, в каких ? переходы, и собрать, восстановить текст. Эти упражнения тоже можно давать начиная с пятого класса. Как и в предыдущих разделах, здесь возможны разные варианты выполнения заданий, и не нужно добиваться обязательного совпадения с текстом оригинала.
И, наконец, последний раздел (V) состоит из упражнений на литературоведческие темы, в основном связанные с материалом девятого класса. По характеру заданий это упражнения комбинированные, то есть в них требуется выполнить разные действия, которые уже отрабатывались в предыдущих разделах: восстановить семантико-синтаксические связи, порядок предложений и абзацев, добавить недостающие тезисы, переходы, доказательства, исправить грамматические ошибки, изменить стиль.Есть упражнения и на понимание прочитанного ? на этот раз ? фрагментов литературоведческих статей, и на создание новых текстов на основе данных: требуется сравнить приведенные точки зрения на героя или произведение, написать газетную статью по материалам научной и т.п.
Выполняя эти упражнения, учащиеся не только закрепляют полученные навыки и приобретают новые, но и осваивают содержание серьезных литературоведческих работ, написанных в основном известными учеными.