Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 2класс. 1. Входная контрольная работа: Цель: проверить сформированность навыков письма и правописания за 1 класс. В лесу. Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. Грамматические задания. 1. Разделить слова на слоги: весело, поют, серые, ёжики 2. В последнем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. 3. Найти в тексте и выписать слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков; 2. Контрольное списывание. Цель: проверить наличие орфографической зоркости, умения списывать грамотно и проверять написанное. 1. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Каждое предложение писать с новой строки. Мы друг друга выручаем друг без друга мы скучаем никогда и ни за что не поссорит нас никто облетели листья клена клен от холода дрожит на дорожке у балкона золотой ковер лежит. 2. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения. 3. Выписать 2 слова, состоящие из четырех слогов. 3. Контрольный диктант за I четверть. Цель: проверить знания, умения и навыки по изученным темам. Горка. Стояла хорошая погода. Юра, Коля и Тарас вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Дружно работали мальчики. Весь день они трудились. У стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой. Горка замерзла. Хорошо! Грамматические задания. 1. К слову работали выписать из текста слово, близкое по значению (синоним). 2. В седьмом предложении подчеркнуть основу. 3. Разделить слова для переноса: июль, окуньки, ежик, знойный. Русский язык
2 класс
1. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ Уровни оценки: 1) внешней характеристики; 2) связности устной речи (см. выше в разделе «Обучение грамоте»). 2. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ 2.1. Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики а)* Расставь ударение в словах. Детям, без шарфа, со свеклой, звонит, щавель, по алфавиту, о людях. б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков. Автобус, пальто, ученик, якорь, Юля. 2.2. Проверка орфографической зоркости* «Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим». Далее возможны разные формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах. Примеры текстов: Гриб растет среди дорожки, Голова на тонкой ножке. Однажды вечером, когда метель все замела, Троллейбус сбился с дороги и выехал в поле. Оценивается полнота выполнения задания. Задание можно предложить и по-другому: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой. Помидо..., сугро..., ...рбуз, с..мья, троллейбу...ы, ч...сть, ж...ба, коро...а, лебе...ь. 2.3. Списывание текста Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств. Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием: правильно его списать, после чего возможны и другие задания. Примеры текстов: Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышко. Ждут меня котята, Малые ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Ночью в лесу В густом лесу на горе совсем темно. Но вышла луна, и засверкали, заблестели снежинки на елках, на осинках. Вот по снегу мягкими прыжками подбежал к осинке зверек. Это куница — гроза всех маленьких зверей. Задания после списывания: а) сверь твой текст с текстом на доске, в первом предложении исправь ошибки, если они есть; б) в первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первых двух предложениях подчеркни все орфограммы). Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. 2.4), или при восстановлении деформированного текста (см. 2.8). Оценка списывания: 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок; 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления; 2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления; 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании. .4. Выявление уровня первичного усвоения орфограмм: проверяемые безударные гласные и парные согласные в корне 1. Первичное усвоение орфограммы «буква проверяемого безударного гласного в корне слова» а) Распредели данные слова по группам родственных слов. Носатый, наследил, стекло, вытекло, носит, стеклышко, след, носик, носочки, следить, застеклить, нос, следствие, носовой, расследование. б) Отметь корень. в) Отметь проверяемые безударные гласные в корне слов. г) Подчеркни проверочные слова. 2. Первичное усвоение орфограммы «буква парного согласного в корне слова» Напиши по законам письменной речи. Голу[п‘], дроз[т], ланды[ш], су[п], насо[с], пило[т], стри[ш], клю[ф], хирур[к], моро[с], барсу[к], бро[ф’]. 2.5. Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки Порядок работы: 1) написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам. Слова с выделенными орфограммами проговариваются орфографически; 2) его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются); 3) орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками (исправления вносятся карандашом другого цвета). Оценивается диктант двумя уровнями: первый фиксирует реальную грамотность, второй – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании. Наступил декабрь. На улице холодно. Речку затянул прозрачный лед. Ночью выпал пушистый снег. Перед домом виден след птички. У крыльца высокий сугроб. Ребята выбежали во двор. Юля и Ольга взяли лыжи. Мальчики лепят снежную бабу. Мороз щиплет за щечки, но всем весело. (42 слова) 2.6. Понимание лексической сочетаемости слов Впиши подходящие по смыслу слова. |_____ мальчик перешел ________ ручей, сел в ________ машину, повернул ________ ключ зажигания и укатил в игрушечный городок. Выбери: мелкий, небольшой, крохотный, маленький. Ответ: маленький, мелкий, небольшую, крохотный. Оценка 4-й уровень – правильно; 3-й и 2-й уровни – частично правильно (соответственно в двух и в одном случаях); 1-й уровень – неправильно. 2.7. Выявление уровня усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способности ребенка к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторных возможностей)* Из данных слов составь как можно больше предложений. Слова можно изменять. Письмо, мышка, кошка, писать. Ответ: количество вариантов связано с изменением порядка слов в предложении (например: Кошка пишет письмо мышке. Письмо мышке пишет кошка. Мышка пишет письмо кошке. Мышка и кошка пишут письмо...) с выходом на повествовательные и вопросительные предложения с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (пишет, писала, напишет, писали...). Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются. Оценка составления предложений 4-й уровень – составлено не меньше пяти вариантов предложений; 3-й уровень – составлено два-четыре предложения; 2-й уровень – составлено одно предложение; 1-й уровень – задание не выполнено. 2.8. Выявление умения устанавливать логико-смысловые связи между предложениями; оценка качества непреднамеренного списывания и каллиграфических навыков Восстановление деформированного текста. Я разбил чашку. Бобика выгнали во двор. Я тоже заплакал... Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобик заплакал. — Мама! Пусти Бобика, чашку разбил я! Оценка составления текста: 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно; 3-й уровень – большинство связей установлено правильно; 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно; 1-й уровень – хаотический набор предложений. Примечание. На написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Их необязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на их выполнение 10—15 минут на уроке в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса. Контрольные работы (2 класс, первое полугодие) ● На выявление умения определять границы предложения Работа 1 Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. 4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка. Работа 2 Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова) Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении. 4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения. ● На применение правил правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн Работа 3 Диктант Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник, печка, печник. Порядок работы. Слова диктуются. Инструкция 1. Запиши слова. 2. Подчеркни слова, в которых слышится, но не пишется буква ы. 3. Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь. Предупредить: хищнИк, тАщу. ● На выявление умения составить словосочетание Работа 4 Дерево (какое?) ... Ветки (какие?) ... Мох (какой?) ... Тропинка (какая?) ... Порядок работы. На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции. Инструкция 1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания. 2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения. 3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка. ● На составление предложений по вопросам Работа 5 Куда? что сделала? какая? кто? Сорока, на забор, красивая, села. Как? что сделал? какой? кто? откуда? Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко. Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске. Инструкция 1. Составь предложения по вопросам. 2. Подчеркни главные члены предложения. Работа 6 Диктант У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов) Слова для справок (записываются на доске): клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматические задания 1. Подчеркни вопросительное предложение. 2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. 3. Придумай и запиши заголовок к тексту. Контрольные работы (2 класс, второе полугодие) ● На выявление умения определять границы предложения Работа 1 Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.(51 слово) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Спиши, расставляя знаки препинания. 3. Подчеркни орфограммы в именах собственных. 4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово. ● На выявление умения находить части речи Работа 2 1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию? 2. Что можно увидеть в парке? Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы. Инструкция 1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.) 2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой. Контрольные работы по итогам года Работа 3 Диктант Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов) Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматические задания 1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении. 2. Обведи кружочком предлоги. Работа 4 Диктант Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов) Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово. ● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных Работа 5 Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения. Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Прочитай слова. 2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе. 3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах. Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова. Приемлемо любое из этих обоснований. Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов. Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию. Уровни выполнения работы 4-й уровень — выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, об осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям). 3-й уровень — выделены правильно в первой части задания две группы в полном объеме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, и большая продвинутость в мышлении. Однако вторая группировка не осуществлена, и, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения. 2-й уровень — выделены правильно две группы, но группы неполные. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не дает объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что пока проявляется интуитивный подход к решению, ребенок еще не осознает ход своих мыслей. 1-й уровень — ученик не приступил к выполнению задания или предпринял неправильные попытки (слова переписаны попарно или переписаны в произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку. 1—3-й уровни данного задания подразделяются на два подуровня: 1) найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчетливом осознании своих мысленных действий; 2) найденное решение ученик может объяснить; здесь проявляется отчетливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление. Схема анализа контрольных работ (2 класс, первое полугодие) Классификация ошибок Работы 1—2 Выделили не все предложения. Выделили не все имена собственные. Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Не выделили слоги. Не выделили слово в переносном значении. Не над всеми словами поставили знак ударения. Работа 3 (диктант) Подчеркнули не все орфограммы. Работа 4 Составили не все словосочетания. Не подчеркнули слово мох. Не разделили слова для переноса. Работа 5 Неправильный порядок слов в предложениях. Не нашли подлежащее. Не нашли сказуемое. Не нашли главные члены предложения. Работа 6 (диктант) Не подчеркнули вопросительное предложение. Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв звуков. Не придумали заголовок к тексту. Ошибки, допущенные в диктанте Орфограммы: 1. Пропуск, замена, перестановка букв. 2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. 3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных. 4. Гласные после шипящих. 5. Большая буква в именах собственных. 6. Разделительный мягкий знак. 7. Родовые окончания прилагательных. Схема анализа контрольных работ (2 класс, второе полугодие) Классификация ошибок Работа 1 Выделили не все предложения. Подчеркнули не все орфограммы в именах собственных. Не обозначили безударный гласный. Не подобрали проверочное слово. Работа 2 Не ответили на первый вопрос. Не ответили на второй вопрос. Не подчеркнули глагол. Не подчеркнули существительное. Работа 3 (диктант) Не подчеркнули прилагательные. Нашли не все предлоги. Работа 4 (диктант) Не подчеркнули орфограмму в корне слова. Не подобрали проверочное слово. Ошибки, допущенные в диктанте Орфограммы: 1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. 2. Непроверяемые написания в корне слова. 3. Парные согласные на конце слова. 4. Гласные после шипящих. 5. Разделительный мягкий знак. 6. Предлоги. 7. Родовые окончания прилагательных. 8. Большая буква в именах собственных. 9. Перенос слов. 10. Пропуск, замена, перестановка букв. 11. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.