I и II спряжения глаголов Цель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;
Задачи:
•Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить знания детей по теме “Глагол”, словарный запас учащихся, обогащая его глаголами синонимического ряда; •Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге; •Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока I. Организационный момент Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Я работаю учителем в средней школе № 1064 с такими же учениками, как и вы, четвероклассниками. Мне очень интересно провести этот урок с вами, и я надеюсь, что вам тоже будет интересно. Посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово. Шифр разгадки указан ниже.
Д. Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-либо местам. Это слово – существительное среднего рода. Это сложное слово, образовалось от двух слов – путь и шествие.
У. Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в царство Глагола. Народ, живущий в этом царстве, очень трудолюбивый: все время куда-то спешит, что-то делает, чем-то занимается.
Слайд 3. Рисунок царства.
Как правило, в дороге путешественников ожидает много трудностей. Для того, чтобы их успешно преодолеть не забудьте взять с собой такие качества, как наблюдательность, активность, смекалку. Кто будет внимателен, много нового узнает, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет.
II. Актуализация знаний учащихся У. В руках у меня пригласительный билет в царский дворец, а в билете “глагольная” разминка. Выполнив разминку, мы с вами сможем следовать дальше. Какие же задания приготовил Его Величество Глагол?
Ответим на вопросы.
– Что такое глагол?
Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
У. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
Д. По лицам и числам.
У. Верно. Вторая часть разминки – задание. Вставьте пропущенные буквы, укажите лицо, число глаголов. 1 вариант работает со словами первой группы, 2 вариант – со словами второй группы.
(Ученики выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Взаимопроверка.)
У. Что объединяет данные глаголы?
Д. Общая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. В составе всех глаголов есть приставка.
III. Изучение нового материала. У. Мы успешно справились с заданиями и путешествуем дальше. И встречают нас братья – глаголы ….
Слайд 5. нести, спешить, дуть, верить
У. По какому признаку эти глаголы можно объединить в одну группу?
Д. Эти глаголы в неопределенной форме.
У. Давайте проспрягаем глаголы “нести”, “спешить”. Но прежде вспомним, что значит “спрягать глагол”?
Д. Спрягать глагол – это значит изменять его по лицам и числам.
У. Молодцы. Ребята, в русском языке есть два типа спряжения. Чем отличается спряжение глаголов одного типа от другого мы сейчас постараемся выяснить.
Итак, проспрягаем глаголы и выделим окончания.
(Дети выполняют работу в тетрадях. Один ученик работает у доски.)
У. Сравните вашу работу с работой вашего товарища. Что изменялось при спряжении глаголов ?
Д. Изменялось окончание.
У. Обратите внимание на окончания глаголов в первом столбике. Глаголы, имеющие в окончании гласную –е(ё), а в форме 3л. мн. ч.- окончания – ут, -ют – относятся к I спряжению.
Напишите на свободной строке над глаголами первого столбика – I спряжение.
Посмотрите на окончания глаголов второго столбика. Отличаются они от окончаний глаголов I спряжения? Чем?
Д. Глаголы во втором столбике в окончаниях имеют гласную – и.
У. Попробуйте сами сделать вывод, какие глаголы относятся ко II спр?
(Ученики пытаются сделать вывод.)
У. Глаголы, имеющие в окончании гласную –и, а в форме 3 л. мн. ч. – окончания –ат, ят – относятся ко II типу спряжения.
Напишите на свободной строке над глаголами второго столбика – II спряжение.
У. К какому спряжению относятся глаголы в первых двух столбиках? Докажите.
Д. Глаголы относятся к I спр., потому что в окончаниях видим гласные – е, а в 3 л. мн. ч., окончания – ут, ют.
У. Правильно. А глаголы третьего и четвертого столбиков? Объясните.
Д. Это глаголы II спр., так как в окончаниях видим гласный –и, в 3 л. мн. ч., окончания – ат, -ят.
У. Обратите внимание на окончания глаголов I спр. Чем они отличаются?
Д. Окончания могут быть ударными и безударными.
У. Есть ли разница в написании ударных и безударных окончаний одного и того же спряжения?
Д. Нет. Окончания пишутся одинаково.
У. Молодцы, вы очень наблюдательны. А сейчас давайте обобщим наши наблюдения и сделаем вывод, определив признаки двух типов спряжения, опираясь на схему.
(Учитель вывешивает на доску схему правила. Один – два ученика делают вывод.)
IV. Динамическая пауза V. Закрепление изученного материала У. А мы продолжаем наше путешествие. Братья глаголы приготовили для вас несколько заданий – испытаний.
1. Распределение глаголов на две группы по спряжению.
У. Задание называется “ Найди свой глагол”. Ученики первого варианта выпишут глаголы I спр., второго варианта – II спр. Выделите личные окончания глаголов.
У. А сейчас выполним еще одно задание братьев – глаголов. Прочитайте пословицы и поговорки. (Открывается слайд 8).
Мальчики выпишут предложения, в которых все глаголы I спр., девочки – II спр.
Слайд 8.
Лень мужика не кормит. Друзья познаются в несчастье. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Кто много лежит, у того и бок болит.
(Дети выполняют задание в тетради самостоятельно. Коллективная проверка.)
У. Прочтите еще раз записанные пословицы. По какому еще признаку можно сгруппировать их?
Д. Записанные пословицы можно сгруппировать по смыслу.
VI. Динамическая пауза У. Настало время сделать привал и отдохнуть. Если я назову глагол I спр., вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если глагол II спр. – приседаете.
(Учитель называет глаголы: идешь, летишь, молчат, растет, кричите, плывут, горишь. Дети выполняют упражнения.)
VII. Работа по развитию речи У. А мы путешествуем дальше и приближаемся к царскому дворцу. А вот и сюрприз – задача, которую нам приготовил сам Его Величество.
Слайд 9.
Весна_____ робкими шагами. С весёлой песней_____ отряд. Лениво______ стадо коров. По улицам города______ автомобили.
Слова для справок: мчатся, бредет, ступает, шагает
У. Вставьте в предложения пропущенные глаголы – синонимы, подходящие по смыслу. Определите спряжение глаголов.
Это задание вы выполните в парах. Обсудите со своим товарищем, какой из предложенных глаголов наиболее удачно подойдет в каждое предложение. Запишите предложения.
(Ученики выполняют задание в парах. Коллективная проверка.)
У. Ребята, можно ли назвать данную группу предложений текстом? Объясните свой ответ.
Д. Группа этих предложений не является текстом, т.к. предложения не объединены общей темой.
У. Вы замечательно справились с этим заданием.
VIII. Итоги урока У. Очень жаль, но наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения…
Слайд 10.
Сегодня на уроке я узнал… Было интересно … Было трудно …
(Ученики проводят рефлексию своей деятельности.)
У. Сегодня вы сделали для себя новые открытия, получили новые знания, а закрепить их вам поможет домашнее задание, которое приготовил Его Величество Глагол.
(Учитель разъясняет домашнее задание.)
Домашнее задание (разноуровневое) 1. Распределите глаголы на две группы по спряжениям. Выделите окончания глаголов.
2. Спишите загадки, в скобках напишите отгадки. Определите спряжение глаголов.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. На ветвях висят шары, посинеют от жары. Её всегда в лесу найдёшь, стоит колючая, как ёж. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. Светит, сверкает, всех согревает.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите спряжения глаголов, выделите окончания у глаголов. Солнце жарко палит. В синем неб… остр…вками стоят белые обл…ка. Цветет рож… . Теплый ветерок (не)сет с поля её сла…кий зап…х. Всё м…лчит. (Не)дрожит ни один кол…сок, (не)ш…лестит трава.