Суббота, 27 Апр 2024, 18:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние младших школьников
Актуальность исследования:
важно определить значение методов поощрения и наказания в системе воспитательных воздействий, целесообразность и оптимальное соотношение использования данных методов для стимулирования социально желательного поведения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования:
выявить влияние методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье, на эмоциональное состояние младших школьников.

Гипотеза исследования:
применение методов поощрения и наказания в семье влияет на эмоциональное состояние младших школьников в учебном процессе.

Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Поощрение – это стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение грамотами и подарками.

Наказание – это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, неодобрение, лишение удовольствия, ограничение в правах, лишение почётных обязанностей, наложение дополнительных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Отдельным видом является физическое наказание.
Диагностическая работа проходила на базе средней общеобразовательной школы № 4 имени А. С. Пушкина, ст. Каневской, Каневского района, Краснодарского края, во 2 «Б» классе, учитель – Коротченко Алевтина Алексеевна. Количество учащихся в классе – 14 человек,.из них трое воспитываются в полных семьях отчимами. Испытуемые: 14 учащихся, 5 – девочек и 9 – мальчиков, а также 14 родителей – 4 отца и 10 матерей.
Для достижения цели исследования мы использовали вопросники, тесты, анкеты для родителей и детей, составленные М.Р. Догонадзе и Дональдом Тенесси для установления стиля взаимоотношений между родителями и детьми. Эти методики сделаны в простой и доступной форме, не требует много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленной нами цели. Кроме того, нами была проведена работа по определению эмоционального состояния учащихся на уроке. Анализ результатов исследования семейных взаимоотношений, а именно какие методы поощрения и наказания преобладают в процессе воспитания детей в семьях, на основе вопросников, тестов, анкет для родителей и детей, составленных М. Р. Догонадзе и Д. Тенесси, помог нам установить стили этих взаимоотношений.

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые при анкетировании ответили, что наиболее часто поощряют одобрением хорошие поступки своих детей. Такие родители считают, что словесное поощрение вызывает положительные эмоции у ребёнка, а физическое наказание — метод, применение которого ничем не может быть оправдано. В воспитании своих детей они используют такие методы как, беседа, советы, разъяснения как надо поступать. В анкетах они выбирают утверждения: «С любым желанием ребёнка нужно считаться», «Существуют трудновоспитуемые дети, но и они поддаются воспитанию», «Ребёнок должен не бояться, а уважать своих родителей» (8, 10, 11, 14, 16 и т.п.) В тесте Дональда Тенесси преобладающими являются ответы «А». Таких родителей по всем методикам было отмечено 64% (9 человек).
Труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадают с ответами гуманных родителей, а в других отличаются от них в сильной степени. В основном они используют методы беседы и разъяснения, но могут и прибегать к физическому наказанию, к запретам без объяснений; могут поощрять покупками. В анкетах такие родители выбирают утверждения: «С любым желанием ребёнка нужно считаться», «Ребёнок должен подчиняться родителям», «Ребёнок любознателен, он любит задавать чрезмерное количество вопросов» (3, 4, 6, 8, 10 и т.п.) В тесте «Какой ты родитель?» выбирают ответы «Б». Таких родителей по всем методикам было выявлено 21% (3 человека).
К авторитарным родителям мы отнесли тех, которые считают, что дети должны беспрекословно подчиняться родителям. В воспитании детей чаще всего используют наказание, могут поощрять покупками, подарками за хорошее поведение. При анкетировании чаще всего выбирают утверждения: «Ребёнок должен подчиняться родителям», «Ребёнок должен верить, что родители всё знают», «Дети любят сердить родителей» (3, 4, 15, 17 и т.п.) таких родителей по всем методикам получилось 14% (2 человека).
Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведённое среди детей. У учащихся младшего школьного возраста уже есть определённый запас морального опыта, который в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растёт ребёнок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных эмоций у него.

Дети авторитаристов при анкетировании выбирают утверждения: «Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Мои родители считают, что я ни на что не способен», «Когда мне трудно, родители не догадываются об этом» (8, 13, 20, 24, 30). Детей авторитаристов по данным анкетирования было отмечено 21% (3 человека).
Дети гуманных родителей при анкетировании выбирают утверждения: «Я уважаю родителей», «Люблю рассуждать вместе с родителями», «Я и мама (папа) – друзья» (1, 3, 6, 11, 16, 25, 26). Детей гуманных родителей было выявлено – 57% (8 человек).
Дети либералов утверждения «я гуляю там, где захочется», «Родители уверены в моих способностях», «Если я попрошу родителей, они всё для меня сделают» (18, 28, 29). Детей либералов по данным анкетирования было отмечено 21% (3 человека).
С целью определения эмоционального состояния младших школьников на уроке в начале учебного дня каждому учащемуся были предложены карточки четырёх цветов. Каждый цвет соответствовал определённому настроению: розовый – радостное, жёлтый – приятное, зелёный – спокойное, голубой – грустное, плохое. До и после каждого урока дети выбирали одну карточку, цвет которой соответствовал их настроению на данный момент.
Настроение младших школьников меняется на протяжении учебного дня, в зависимости от ситуации появлялись положительные или отрицательные эмоции (см. табл. 7). К концу учебного дня настроение у половины класса изменилось с радостного или приятного на грустное в результате усталости. Трое учащихся были наказаны учителем за плохое поведение на уроке (приказание встать у парты). При этом у детей наблюдалось повышение эмоционального настроя на уроке при одобрении учителем верного решения задачи, примера, правильного выполнения задания, при поощрении подарком (картинкой, наклейкой, рисунком в тетради в виде солнышка) за аккуратность, правильность решения, активность на уроке, хорошее поведение.
В результате исследования было установлено, что дети гуманных родителей, для которых характерно уважение к личности ребёнка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчёркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребёнка – эмоционально устойчивые дети. Метод одобрения, словесного поощрения вызывает у детей положительные эмоции, что отражается на их успехах в школе.
По характеристике детей, предоставленной нам учителем, следует, что эмоционально неблагополучный ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и может замолчать совсем. Внутри у него всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Это говорит о перенапряжении психофизических функций организма.
Эмоционально устойчивые дети уверены в себе, активны на уроке и в игре, на перемене, доброжелательны. Общительны. Легко приспосабливаются к новой обстановке, коллективу.
Исследовав влияние методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье на эмоциональное состояние младших школьников, мы определили, что неумелое применение этих методов в воспитании детей ведёт к формированию эмоционального неблагополучия у ребёнка, что сказывается на его успеваемости в школе. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Он не ставит себе высоких целей, не уверен в себе. У большинства таких детей низкий уровень успеваемости, им сложнее реализоваться в области общения с другими людьми.
Проведённое исследование показало, каким образом можно выявить неумелое использование методов поощрения и наказания в воспитании детей. Опираясь на результаты исследования данной работы, любой педагог, проведя тестирование, анкетирование, метод определения эмоционального состояния учащихся на уроке, использованные в нашей работе, и проанализировав его, сможет дать практические советы родителям по воспитанию детей, а также, выявить наиболее оптимальные виды поощрения и наказания, способствующие повышению уровня успеваемости учащихся.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (15 Мар 2012)
Просмотров: 1477 | Теги: эмоциональное, школьников, поощрения, методов, состояние, На, младших, влияние, наказания | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
18:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz