Учитель призван и обучать, и воспитывать, и развивать ребенка, побуждая его к самоанализу и самовоспитанию.
Человек начинается с детства. А потом всю жизнь он хранит в душе частицу детскости. Он мысленно возвращается в детство, как возвращаются на Родину. Прекрасно, когда Человек и Личность нерасторжимы. Но Личностью не рождаются, Личностью становятся. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка» (В.А.Сухомлинский). «Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (В.А.Сухомлинский).
Вспомним Я. Корчака, у которого личность живет и действует как индивид и как член коллектива. Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувства коллективизма, только личность чувствует свою ответственность за всех. Коллектив должен быть творческим. Корчак говорил, что самое главное - видеть живого, конкретного ребенка, стараться его познать, т. е. понять. «Понять - значит почувствовать» (К.С.Станиславский). И педагог должен чувствовать каждого ребенка, иметь опыт нервной клетки и воспитывать его у детей.
Что же может помочь педагогу в достижении этих целей? Игра! "Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. С приходом дошколят в школу, ведущей в их новой жизни должна стать учебная деятельность. Но задача учителя и родителей состоит в том, чтобы не посеять в душах детей страх перед школой и нежелание учиться. Учеба труд ребенка, но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.
Игры, проводимые мною на уроках, направлены на развитие у детей зрения, слуха, осязания, обоняния; всех видов памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Ведь лишь при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, у детей складывается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, т.е. возникает восприятие окружающего мира.
Итак, какие же конкретные игры, и на каких предметах я использую?
Обучение грамоте и литературное чтение: лицевая гимнастика (подготовка речевого аппарата к чтению) ассоциации (на что похожа буква?) на одну букву(за 1минуту найти в классе и запомнить как можно больше предметов, название которых начинается с буквы С и т.д. предметы, в названии которых 1.2,3 слога (найти) предметы, в названии которых ударный слог 1 ,2 и т.д. (найти) творческий рассказ «Биография предмета» (найдите что-то новое в хорошо знакомом вам предмете, пофантазируйте, расскажите) групповой рассказ 1 (по картине или на заданную тему). Учитель может использовать мяч и сам начать повествование. Детям надо следить за предложениями говорящих игроков, чтобы попасть в нужное русло. Например: однажды лунной зимней ночью... творческий пересказ (пересказ от имени одного из персонажей). Например, от имени волчихи или Белолобого в рассказе А.П. Чехова "Белолобый". В объемном произведении уместен предварительный разбор. групповой рассказ 2. Рассказ из имён существительных на заданную тему, например "Весна": 1-ый ребенок: - солнце; 2-ый ребёнок: солнце и свое слово, например - лужа; 3-ий ребёнок: солнце, лужа, воробей и т.д. Последний играющий повторяет все слова по порядку. телевизор(пересказ по желанию). 1,2,3 колонки - 1,2.3 программы. Но телевизор испортился, и по всем программам идет одна передача. «Пульт» у учителя: один хлопок. первая программа, 2 хлопка - вторая программа и т.д. Один и тот же ребенок может ответить только один раз. Чтобы пересказ получился, детям необходимо вести его внутри себя.
Русский язык: мячики со словами учитель кидает ребенку мяч, называя им. существительное, а ученик возвращает мяч, называя синоним или антоним данного имени существительного. дается корень -бег- , а возвращается мяч с однокоренными словами при изучении частей речи ( учитель задает вопрос, например: - что?, а ребенок отвечает: - небо) Вариант этой же игры. Учитель называет слова, а дети - вопросы. при изучении склонений им. существительных при изучении изменения им. прилагательного по родам при изучении времен глаголов при изучении сочетаемости частей речи при повторении изученного материала о частях речи
Математика: Вычислительная машинка (условия игры можно изменять и усложнять)
1 класс Пальцы ведущего - числа от 0 до 9. Знаки "=", "+", "-" определенной позицией пальцев ("+" - это кулак).
2 класс Добавляются знаки ":" и "×". Знаки действий можно задавать и звуковыми сигналами (":" - это хлопок). Пальцы могут быть и десятками, и сотнями.
Игру можно использовать вместо устного счета и на других этапах урока. Результаты вычислений называются устно или записываются в тетради. Ведущим может быть и сильный ученик.
1. мячики с числами следующие и предыдущие числа увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз при сложении, вычитании, умножении и делении с "0" и "1" при закреплении таблицы умножения и деления при умножении и делении круглых сотен, десятков 2. хлопки при изучении двузначных и т.д. чисел. Учитель:- запишите число , в котором десятков (5) хлопков и единиц(6) хлопков, в котором сотен (3) хлопка и единиц (4) хлопка. Дети записали: 56 304. устное решение уравнений. У.:-Я задумала число, если его умножить на 5, получится 40. Какое число я задумала? Ребенок отвечает хлопками: -8.Класс подтверждает правильный ответ 3 хлопками. при поверке домашнего задания дети подтверждают правильный ответ тремя хлопками. 3. геометрические фигуры вокруг нас. За 1 минуту дети ищут в классе предметы квадратной или какой-нибудь другой формы. Названные предметы повторять нельзя.
Игры помогают и при организации детей в начале урока, и при проведении физ. минуток: 1. "Субботник". За определенный счет, который хлопками задает учитель, дети приводят в порядок свое рабочее место (молча, соблюдая тишину) 2. Займи свое место: по жесту учителя; точно в хлопок (учитель может хитрить, совершая другое движение); на 3 и т.д. хлопок; за 5 и т.д. хлопков. 3. повтори ритм. У учителя с детьми есть договор: если педагог без предупреждения задает хлопками какой-либо ритм, ребята должны повторить его, как один человек. 4. сонар. У:- Послушаем класс или коридор, мысленно перенесемся на спортивную школьную площадку. Что интересного услышали? 5. Что нового? У:- Что нового в вашем друге или в нашем классе и т.д.? 6. великаны. Никуда не забираясь, «достать» кончиками больших или других пальцев - потолок. 7. «видящие» пальцы. С закрытыми глазами «рассмотрите» поверхность стола или пенала и т.д., расскажите о своих ощущениях. 8. ассоциации ( зрительные, слуховые). Учитель показывает детям, например ножницы и спрашивает:- на что похоже? Ответы детей:- на очки, аиста, голову крокодила и т. д.
Играя, дети приучаются мыслить и действовать самостоятельно, не копируя и не мешая друг другу. А учитель получает возможность организовать коллективную творческую деятельность детей Черных Ольга Владиславовна