Виды работ по развитию творческих способностей младших школьников
Автор: Афонина Светлана Александровна Учитель начальных классов ГБОУ школы №62 Выборгского района СПб
(из опыта работы)
Виды работ по развитию творческих способностей младших школьников.
Русский язык
1. Подобран материал для уроков развития речи: 1,2,3 класс. Виды работ: -изложения зрительные, слуховые, зрительно-слуховые по вопросам, готовому плану, коллективно составленному плану, самостоятельно составленному плану; -изложения с элементами сочинения (Васнецов «Три богатыря»); -работа с деформированным текстом; -составление предложений по теме (1 класс); -сочинения-описания («Первый снег», «Сорока»); -сочинения-рассуждения («Книга – лучший друг»); -сочинения-повествования («В лесу», «На реке»); -сочинения по картинке (Левитан «Золотая осень»); -сочинения на основе личных наблюдений («Осень в парке»); -сводные диктанты. 2. Работа со словарём (словарными словами): -мини-сочинения со словарными словами по теме («Животные») или на заданную тему; -составление объявлений. 3. Работа со словом: -составление ассоциативного рядя к данному слову; -составление текстов, используя как можно больше синонимов заданного слова (идти, говорить); -сочинение на основе ассоциативного ряда к какому-либо слову («Кто я?»).
Литературное чтение -сочинение шуточных стихов; -загадок; -стихов-страшилок; -былин; -отзыв о прочитанной книге; -сочинения на основе восприятия литературного произведения («Золотая осень в стихотворении» Б. Пастернака, «Цветик-семицветик» В. Катаева); -написание сочинений после прослушивания музыки + прочтения литературного произведения (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» + Э. Григ «Утро»); -сочинения стихотворения, каждое слово которого начинается с одной буквы; -«Волшебные цепочки» (заменяя одну букву в слове, получить другое (суп-борщ)); -подбор синонимов к словам, используя литературные произведения («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне» - говорить - …); -сочинение сказки по её началу; -инсценировка литературных произведений; -сочинение стихов по теме.
Окружающий мир -сочинение на основе наблюдения за погодой + эпиграф (по каждому месяцу); -сочинение сказочных историй о временах года («Фея осень», «В сказочном королевстве»); -составление д/ф («Приключение Каппитошки»); -составление композиций из природного материала; -составление (рисование) плакатов по охране природы; -составление рассказов по охране природы («Болезнь реки»);
Математика
-сочинения-рассуждения («Что было бы, если б не было чисел(знаков >,<,=) ?»); -сочинение задач-шуток; -стихи с числами; -алгоритмы; -задачи простые, составные; -зашифровать загадку, стихотворение.