Воскресенье, 28 Апр 2024, 10:58
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Урок - это игра
автор: Гусев Андрей Николаевич

Понедельник. За окном еще темно. В класс заходят дети, зевающие, сонные, словно мухи, достают учебники, пеналы, дневники и разваливаются на парте без особого желания двигаться. Убаюкивает непривычная слуху тишина. Хочется спать.
Собственное состояние также далеко от формы - урок вести, честно говоря, никакой охоты нет. Спрашиваю детей - выспались ли? Они даже не отвечают: все силы уходят только на то, чтобы сидеть за партой и смотреть на меня. Вести урок - развитие речи - бесполезно да и бессмысленно, все равно все старания уйдут в песок; и тут я начинаю … играть.
Выбрав из своего скудного арсенала случайную игру на внимание и память , я предлагаю ее ребятам. Те тут же отзываются - и урок начинается. Если так необходимо, то мы можем проиграть и целый урок, но это редкость, чаще всего хватает минут десяти, чтобы включить детей, растормошить их и свое сонное сознание и уже дальше спокойно и достаточно академично вести урок. Практически все активны и работают с большим желанием.
Иной раз на тяжелом уроке - математике или русском - ребята сами мне предлагают поиграть. И чаще всего я соглашаюсь с ними, понимая, что это не каприз, а их психологическая необходимость. Если ее прямо сейчас не удовлетворить, то так или иначе она найдет другие выходы и обязательно выльется наружу. Делая вид, что слушает, ребенок может начать играть ручкой, пеналом, подставкой, дергать соседа, который не без удовольствия откликнется, - и урок все равно собьется. Я начну делать замечания, дергать учеников, дергаться сам и в результате добьюсь в лучшем случае видимости работы, за которой ничего нет.
Дети начальной школы всегда готовы играть, с утра до вечера; устать от игры невозможно, она только может меняться на другую и только. Дело остается за учителем, за его желанием вступить со своими учениками в игру. От этой готовности подчас зависит успешность урока. Если желание играть у детей искоренить нельзя, то остается лишь присоединиться к их игре и направить ее в выгодное для урока русло.
На каждом уроке, ну может быть, только за исключением контрольных работ, игре всегда найдется место. Ее можно планировать заранее, можно не планировать вовсе - главное быть готовым начать играть в любую секунду, если того потребуют обстоятельства. И здесь важно само отношение учителя к игре. Ее, впрочем, как и весь урок, не стоит воспринимать как тяжелый учительский труд, за который платят деньги. При таком подходе ни игры, ни самого урока не выйдет. Дети, тонко чувствующие стоящего перед ними учителя, легко определят, искренен педагог в своих желаниях или нет, и если окажется последнее, то они закроются. Урок зачерствеет, потеряет свою изюминку, превратится в неприятное испытание для всех его участников.
Держа нити урока в своих руках, учитель передает собственное настроение и собственное отношение к работе. Радость и удовольствие от урока мгновенно переходит и к детям, равно как сухость и усталость. Они, словно губка, заряжаются его энергией. Получающий от урока удовольствие учитель с тем же самым удовольствием начнет и играть. Да и почему бы, собственно, и не поиграть! Это же гораздо интереснее, чем просто что-то диктовать, кого-то вызывать к доске, выслушивать отвечающего, выполнять упражнения из учебника. Игра же заводит, интригует, мобилизует силы, открывает потенциальные возможности, нераскрытые резервы.
Стоит только учителю забыть, что урок - это тяжелая работа, и начать получать от него удовольствие, какое получает ребенок от игры, как неожиданно начинаются настоящие чудеса.
Во - первых, дети с большим интересом воспринимают материал. Многие фундаментальные тяжелые темы со своим классом я начинал в виде игры. "Таблица умножения", "Доли и дроби", "Части речи", "Состав слова" - вот те темы, которые, пожалуй, без игровых ситуаций я бы навряд ли смог объяснить. Так начиная умножение, мы отправились в Древний Египет и там, став богатыми египтянинами, улавливали суть принципа умножения через обильные поля с созревшим урожаем зерновых. Получая представление о самой таблице умножения, мы становились учениками Пифагора и разгадывали его загадочную таблицу, записанную на греческом языке. Начиная тему "Части речи", мы рисовали целый континент, на котором живут слова, разделенные на отдельные страны - большие - Существительное, Глагол, Прилагательное - и маленькие - Союзы, Предлоги и так далее.
Во-вторых, соревнуясь в игровой форме друг с другом, они вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах. Такие игры - соревнования полезны для отработки материала. Можно их использовать и как контрольные работы. Например, я часто использую такую жесткую игру как "Вопрос - ответ". Учитель задает по цепочке вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный - плюс, неправильный - минус. На неверный ответ может ответить только следующий в цепи ученик по своему желанию. На свой же вопрос не отвечать нельзя. В конце игры суммируются плюсы и минусы, определяется число очков, которые соответствуют определенной оценке. По темам "Род имен существительных", "Состав слова", в 4 классе "Спряжение глаголов" мы с ребятами поиграли только в текущем месяце.
Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы за тот или иной вопрос, объединять детей в команды и так далее.
В-третьих, игра объединяет класс. Противостояние учитель - класс, когда надо сплачивать усилия для достижения победы, положительно сказывается на нравственных качествах ребят. Здесь открываются не только сильные стороны каждого, но и умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение, дать возможность ответить своему товарищу. Например, такая игра, как "Что? Где? Когда?", где в роли знатоков выступают дети, а в роли телезрителей - учитель, как никакая другая помогает раскрыть все вышеперечисленные качества. И здесь важны не столько знания детей, сколько их умение обсуждать вопрос и выслушать позицию каждого.
В-четвертых, на основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Можно специально подстроить игру так, чтобы дать возможность отличиться тому, кто больше всего нуждается в поддержке. Тут полезны любые ролевые игры. Например, чтение по ролям. Полезны и игры, где победитель во многом определяется случайно. Так мы с ребятами играли в домино на табличное умножение и деление, где, чтобы победить, совсем не обязательно знать таблицу умножения, важна воля случая. И самое удивительное - выигрывали как раз чаще те, кто ее знал хуже остальных. Я, например, хронически проигрывал.
В -пятых, во время игры ребенок максимально мобилизован. Для его работоспособности, включенности в урок не нужно ровным счетом ничего. Он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный. Иной раз я останавливаю урок и прошу детей дать ответ на какой-то трудный вопрос, связанный с разбираемой темой. Выслушиваю каждый ответ и обязательно ставлю "отлично" за правильный и аргументированный.
В-шестых, неожиданно исчезает вопрос дисциплины. На детей не нужно повышать голос, нет необходимости их наказывать, делать замечания. Они настолько погружены в игру, что отвлечены от всего остального. Им просто интересно.
В-седьмых, после игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Когда игра заканчивается, накал спадает, ребенку, да и взрослому необходимо время для некоторого затишья. Причем это время может продлиться и урок, и два, и три. Я уже приводил примеры, когда, поиграв с детьми на внимание, спокойно и вполне размеренно вел урок.
И конечно, в игре у ребенка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением как с учителем, так и одноклассниками, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания.
И что уж говорить про интерес к учебе! Понятно, что чем больше там игрового разнообразия, тем интереснее и сам предмет в целом, и темы, в него входящие. Ребенок через игру глубже и серьезнее воспринимает изучаемый материал. У него повышается мотивация к учебной деятельности, в которой столько игрового, что подчас трудно прочертить границу между уроком и игрой.
Думаю, что и не стоит этого делать. Напротив, в начальной школе необходимо стереть грань между уроком и игрой, сплести их до неразрывности, и только тогда обучение будет в радость. Для этого учитель сам на своих уроках должен становиться ребенком и увлеченно играть со своими благодарными учениками.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (13 Мар 2012)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
28 Апр 2024
10:58


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz