Сценарий спектакля-экзамена для 3 классов (сольфеджио)
Сценарий спектакля-экзамена для 3 классов (сольфеджио) МОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
Музыкальный бал
Составители: Капчинская В.А., Колтун Е.Р., Карпова Л.А. – преподаватели сольфеджио, Русанова Е.В. (учитель начальных классов). Фанфары и полонез. Входят участники: Королева музыка, басовый и скрипичный ключ грамота, нотки и ученики.
Ведущий (комментирует шествие) Сегодня будет праздник - яркий и прекрасный. У королевы музыки, во Дворце Гармоний! Здесь всё созвучно и согласно, Приветствуем её величество на троне!
Аплодисменты (королева занимает трон, ученики свои места)
Музыка Конечно, все сегодня согласятся с нами Что главный праздник для ученика-экзамен! Возможность знаньями блеснуть я предоставлю Призами и дипломами поздравлю! Ни для кого сегодня не закрою я дверей Встречайте! Бал наш открывает семь моих славных дочерей!
(Песня про нотки) Поют нотки и представляются: Я- «до»- добрая Я - «ре» - решительная Я – «ми»- милая Я- «фа»-фантастическая я-«соль»-солнечная Я- -«ля»- ласковая Я – «си» - симпатичная
Музыка Ученики мои! Учились вы 3 года! Преодолев и трудности и лень Вы - моя гордость, продолженье рода! Вы – взяли первую ступень. Я в Вас уверена! Подайте главный королевский документ - священную нотную грамоту!
Ключи: Один момент! Она была здесь - справа Нет, она лежала – слева Пропажа! Нету документа, королева! А без неё экзамен невозможен! Ведь без неё никто и ничего не сможет!
Резкий скрежет, музыкальная отбивка, появляется фальшивая нота. Фальшивая нота Вы не дождётесь свой диплом и вашу грамоту я спрятала надёжно! Теперь и мне повеселиться можно! А то меня все стереть, исправить стараются…
Музыка: Как это всё называется?
Фальшивая нота Это я, нота фальшивая! Всё исправлю я живо! А ну - ка, Шумелки и Вопелки! Нам свой создайте праздник! В этом Вы умелы!
Темнота. Танец с шумовыми инструментами. В это время исчезает грамота и ключи.
Музыка Ой, плохо мне! Мой каждый звук храниться в тишине, Как самый драгоценный камень, Я исчезаю в суете, Испытываю я страданья! Единственный и верный путь Немедля нашу грамоту вернуть! Ученики мои! На Вас одна надежда! Ведь я учила вас всему! Ведь вы же грамотные, Вы же не невежды, Так помогите грамоту вернуть!
Фальшивая нота Как бы не так! Украла я ключи, Басовый и скрипичный Теорию связала и сольфеджио… Разрушим мы Дворец Гармонии И воцариться Какофония!
Зловещая музыка, появляется Какофония.
Какофония Царица Какофония сегодня Пожаловала к Вам на испытанья Я Музыку навеки истреблю Коль Вы, ученики, не справитесь с заданием Со мною разговор короткий- За правильный ответ я возвращаю нотку. Неправильный - обратно заберу. Поверьте дети-я не вру! Гармонию я очень не люблю! По всей земле одна хочу я править! Ну, что, согласны?
Дети: Да!!! (из зала)
Музыка Испытанья начать я повелю, иначе положенье не исправить!
Музыка объявляет условия испытаний. Участвуют команда 3 «а» и 3 «б» классов! Аплодисменты участникам! Слева – болельщики и помощники 3 «а» (поприветствуем), справа- 3 «б» (поприветствуем) За успех, у каждой команды выдаётся нота - медаль - Музыке… За провал – нота - Какофонии. У кого из них окажутся все 7 нот, та команда и выиграла, либо проиграла. За результатами каждой из команд следит Фальшивая нота и педагоги - компетентное , бесстрастное жюри.(представляю педагогов) Предлагается 1 испытание: зачитываются вопросы Музыкой в форме загадок, на доске(или экране кроссворд).Кто быстро ответит на предлагаемые вопросы и решит кроссворд. Песенки про параллельные тональности, знаки альтерации, стихи.
Музыка Ну, что? Вы победили должна я Вам сказать! (Берёт у «ноток» по медали) Теорию придётся развязать!
В честь победы поём одну из песен по теоретическим знаниям, посвящённую Сольфеджио (Из сборника «Неправильное Сольфеджио»)
Музыка Теперь нам надо возвращать сольфеджио С ним обошлись совсем невежливо! Моё закончилось терпенье! Нам номеров поможет пенье!
На экране номера с ритмическим аккомпанементом. Настройка педагогом в тональности, пение отдельными учениками элементов гаммы(Гамма каноном ,тетрахорды ,опевания ,обращения трезвучий 3-х голосно , главные ступени, (раздаются инструменты). Дети поют по командам, исполняя каждый свою фразу.… Каждая спевшая команда садиться в отведённых ей местах. Жюри быстро выносят своё решение, отдают по 2 медали Музыке.
Музыка (обращается к какофонии) Ну что, ты убедилась в наших знаниях? Ты проиграла!
Какофония Мне этого , признаться , мало! Теперь заданье посложнее будет- Пускай докажут знания аккордов, интервалов!
Музыка Давайте споём песенку про интервалы!
Дети поют. Музыка А про какой аккорд мы знаем песенку?
Дети (хором) Тоническое трезвучие!(поют)
Музыка велит детям взять карточки-интервалы и аккорды и, по очереди показывать их по мере звучания гармонических последовательностей. В какой команде больше угаданного, тот и выиграл! В зависимости от этого Музыка или Какофония получает от команды 2 жетона. Звучит интервально-аккордовая последовательность. По результатам, объявленных жюри, отдаются медали.
Музыка Ну что, теперь ты поняла, Что каждый здесь усерден и талантлив! Отдай всю Грамоту!
Какофония Как бы не так! Пускай напишут сложный мой диктант!
Музыка объясняет условия написания диктанта в каждой из команд. В 1 варианте, после проигранной мелодии, необходимо исправить ошибки в нотном тексте, во втором, опять после услышанного музыкального отрывка - сложить из разрозненных тактов - мелодию. Справившиеся с заданием получают возможность с помощью нотки либо вернуть медаль-нотку Музыке, либо Какофонии.
Музыка Блестяще справились с заданием!(В это время Какофония и Фальшивая нота в ужасе исчезают) Мы все условия исполнили! Отдай нам грамоту! (оборачивается) И где ж царица Какофония? И нота лживая исчезла…
На экране 2 нотных стана
Появляются Ключи и Нотная Грамота:(ХОРОМ) Мы вместе с Грамотой – на месте! Всем победителям - награды!
Музыка Вручить им лично Всем я рада! Вручаются грамоты музыкой и нотками. Дети садятся на свои места.
Ведущий Пусть вечно Музыка царит! Над миром, красоте, добру подвластна Она о вечном говорит Она души полёт нам дарит, счастье! И в подтвержденье лучших чувств, К мечте пусть каждый вновь стремиться! Пусть к лучшему из всех искусств, Летит мелодия, как птица!
Участники встают и поют песню «Сольфеджио» Е.В.Шуваловой.
Авторы сценария – жюри: Капчинская В.А., Колтун Е.Р., Карпова Л.А. – преподаватели сольфеджио МЭЛ. Критерии оценки: Разноцветные медали, символизирующие правильные ответы. Количество медалей соответствующего цвета определяет победителя.