Никому не бывает так тяжело, как первокласснику: новый вид деятельности, новая окружающая среда, новые требования, несравнимые с теми, что были раньше, и, как следствие, новые психологические проблемы, встающие перед ребенком.
Страх перед неизвестностью - один из основных у каждого человека. Представьте себе, какие страхи встают перед вчерашним дошкольником, впервые идущим в школу! Недаром 6 - 7 лет - пиковый возраст детей, когда у них максимальное число страхов. Безусловно, эти страхи связаны с началом новой жизни ребенка, но их закрепление в представлениях первоклассника, усиление и всемогущество, - к сожалению, результат работы начальной школы.
Окружающая среда, куда попадает, и с чем сталкивается первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, - далеко не всегда безопасна для ребенка. Зачастую она и вовсе агрессивна. Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность, усталость, раздражение, - все это ежедневно сваливается на ребенка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь, считает новую окружающую среду - школу - отнюдь не безопасным местом.
В своем мире представлений ребенок начальной школы, как может, защищается. Он фантазирует, строит безопасные, как ему кажется, заслоны перед внешней агрессией, но все эти фантазии не идут на пользу ребенку. Не в силах реально противостоять ни агрессии учителя, ни агрессии детей, в том числе и старших, он замыкается на каких-то защитных моментах своего внутреннего мира, зацикливается на них и в итоге оказывается пленником собственных неврозов, которые никогда не заставят себя долго ждать.
С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если ими специально не заниматься, только усиливаются, растут, закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей ее частью.
Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учебе, и на их взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих неврозов. В этом учебном году пришел к нам новый мальчик из государственной школы, специально не буду называть его имя, в 4 класс. Папа жаловался на проблемы в учебе, на поведение, замкнутость, нежелание работать. Действительно, ребенок специфичный. Весь мир он воспринимал как враждебный. Уроки - невыносимой мукой, карой за одному только богу известную провинность. От детей шарахался и всех хронически оскорблял. Одноклассники, многие прошедшие схожий путь, крепились как могли, чтобы только не побить нового мальчика, щуплого и низкорослого, - думаю, их терпимости мог позавидовать любой взрослый. Сам мальчик бегал, скрючившись, по школе, делая все, чтобы только улизнуть от начавшегося урока. Оказывается, в старой школе его постоянно били, а учителя зажимали на уроках.
Первое время пришлось с ним работать индивидуально: оставлять после уроков, еще раз объяснять материал. Прошло время, и мальчик начал потихоньку оживать: перестал пугаться учителей, одноклассников, многих предметов, в том числе и ненавистную математику, по которой у него были существенные пробелы. Оказалось, что у ребенка великолепная память, неубитая любовь к чтению, живой пытливый ум. Последняя победа - английский язык. Он пришел в класс, где дети занимались языком с 1 класса, с нулевым уровнем; понятно, что страх перед предметом в такой ситуации - обычное дело. Действительно, первое время были трудности, двойки, нежелание работать. Сейчас же учитель говорит, что с ребенком нет проблем: он с удовольствием работает, получает высокие оценки. Спокойствие и доброжелательность учителя, настрой на то, что все получится, сделали свое дело.
Такой типичный случай школьного невроза, к сожалению, характерен. Ребенок начальной школы боится педагогов, уроков, и, как следствие, перестает учиться. Он теряет веру в себя, свои силы, которая с годами тает и исчезает насовсем, превратившись в практически неискоренимую черту личности. Самое страшное, что многие учителя ничего не делают или, напротив, усиливают этот страх, считая, что он - условие сдерживание класса. Получаются же такие дети, задерганные, запуганные, загнанные в узкие рамки невроза.
Такая жизнеутверждающая история, когда за короткий срок удалось справиться с рядом проблем ребенка начальной школы, не исключение. Многие проходят схожий, где-то более тернистый путь через нашу начальную школу; только, увы, таких историй становится с каждым годом все больше и больше, и довольно трудно становится подбирать к каждому ребенку свой особый подход. Некоторые раскрываются лишь через год, два, три. Некоторым же мы уже не в силах помочь - слишком сильно запущенные неврозы стали частью личности; в такой ситуации мы можем только что-то корректировать, чтобы хоть как-то сберечь оставшееся живое в ребенке.
Встречаются и дети, которые в результате приобретенных неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей тоже становится все больше. Тенденция, с которой приходится считаться.
Соответственно и обучение в начальной школе начинает строится с учетом данных особенностей учеников. На первое место среди учительских качеств становятся такие, как терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более авторитарностью работать с такими детьми бесполезно: они настолько привыкли к такому обращению, что уже не реагируют на него, или, напротив, реагируют, защищаясь, агрессивно.
Важную роль играет эмоциональное состояние учителя. Довольно тяжело работать с невротическими детьми эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и опытом он не обладал, не будет у него на уроке комфортно ребенку с неврозами. С неврозами можно справляться только эмоционально теплому человеку, готовому делиться своим теплом с детьми.
У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается вера в себя, в свои силы. Не будем лишний раз говорить, что значит учитель для ребенка в начальной школе - на первых порах он по своему авторитету перекрывает родителей, - и если такой учитель доброжелателен и отзывчив, то и ребенок постепенно становиться доброжелательным и отзывчивым. С таким учителем дети готовы работать, причем подчас и без устали, готовы к преодолению возникающих у него на пути не только учебных, но и личных препятствий. У такого учителя дети учатся, конечно не сразу, правильно реагировать на замечания, спокойно переживать плохие оценки, и, безусловно, с надеждой смотреть в свое будущее, которое им уже перестает казаться черным и бесперспективным.
Так что все во власти учителей: создавать, закреплять неврозы или сглаживать, снимать их. Все зависит от установки учителя: пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения дисциплины и порядка в классе, где учитель - главная фигура, или помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.