Методика формирования познавательного интереса младших школьников (на материале учебных предметов гуманитарного цикла)
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок получает очень большое количество знаний обо всем мире. По мнению А.А. Эскандерова, «…если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний…» Проблема исследования заключается в существующем противоречии между требованиями стандарта к высокому уровню усвоения программного материала учащимися и недостаточным вниманием к совершенствующимся способам формирования познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла у младших школьников. Если в процессе обучения русскому языку и литературному чтению целенаправленно использовать разнообразные методы формирования познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, то, возможно, уровень успеваемости младших школьников будет повышаться. Работа над познавательным интересом включает три этапа: 1. Изучение стартового уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к обучению; 2. Реализация методики формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературного чтения; 3. Выявление динамики уровня познавательного интереса. С целью определения стартового уровня сформированности познавательного интереса к урокам русского языка и литературного чтения в можно использовать методику А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Можно выделить следующие методы формирования познавательного интереса:
1. Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры, метаграммы, анаграммы, логографы) Использование данного метода создает у детей радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам. На уроках литературного чтения также можно использовать метод познавательных игр. Например, при изучении темы «Дорогами сказок» проводилась игра «Вспомни и назови сказку»: на плакате в столбик были записаны слова-названия, характерные для русских сказок, и для зарубежных. Справа и слева соответственно размещены иллюстрации, изображающие типичного сказочного героя, пейзаж или жилище, предметы быта или одежды из русских и зарубежных сказок. Разглядев плакат и прочитав надписи, учащиеся называли те сказки, которые им представлялись при восприятии левой и правой сторон плаката. Побеждал тот ряд, который называл большее число сказок, не допустив при этом ошибки. 2 Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между рядами или отдельными учащимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка. Например на уроке литературного чтения на тему «Дорогами сказок» было организовано соревнование-путешествие между двумя командами. На этом уроке дети путешествовали по художественным произведениям, и только их прочные знания помогли им выполнить все задания. 3 Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора учащиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на уроках русского языка и литературного чтения детям предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задавал вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите». 4. Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников. Мною были использованы следующие виды нестандартных творческих заданий: 1. Составление фамилии автора произведения из пропущенных в словах букв. 2. Чтение подчеркнутых букв. 3. Выделение слов (слова), являющихся названием произведения, из предложенного ряда. Подобные задания можно использовать и на уроках русского языка. Для выявления динамики развития познавательного интереса можно провести изложение по методике А.К. Дусавицкого «Непроизвольное запоминание».