-проверить уровень начитанности учеников (знание фамилий писателей из круга программного чтения); -проверить знание жанров и авторской принадлежности изученных произведений; -проверить уровень интереса к читательской деятельности; -проверить умения правильно называть произведение (соотносить фамилию автора с заголовком), определять жанр и тему. Вторая часть урока:
создать условия для:
-раскрытия смысла художественного произведения. -формирования представления об особенностях жанра. -формирования художественно - эстетического восприятия учащихся. -воспитания грамотного, думающего ученика. Учебные задачи:
-выявить читательский опыт (знание волшебных сказок): -учить сравнивать сказки о животных и волшебстве; -закреплять литературоведческие понятия "авторская сказка" и "народная сказка"; -учить вслушиваться в стихотворные строки сказки А. Пушкина. Учебные умения:
-определять вид сказок (волшебные и о животных); - слышать "волшебное" слово сказки А. Пушкина; - высказывать своё мнение о ритме сказки. Учебный материал: отрывок из "Сказки о царе Салтане…" (аудиозапись), портрет А.С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки с фамилиями писателей, цветные магниты, презентация, отрывки из оперы Римского-Корсакова, карточки с изображениями орешков, белочки, богатырского шлема.
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
-Дата? 8 февраля.
-День недели? Четверг.
-Время года? Зима.
-Прочитайте предложения: Идёт зима. Сегодня четверг.
-Скажите по-другому (Варианты: Сейчас холодное время года, когда идёт снег. Настал четвёртый день недели.)
-Молодцы!
II. Сообщение темы и цели урока.
-Для чего нам нужны уроки литературного чтения?
-Сегодня мы услышим новое художественное произведение, но сначала - повторение.
III. Первая часть урока.
1.Работа с детской книгой.
5 групп учеников (по 4 ч-ка в группе) получают комплекты детских книг. Каждый ученик должен выбрать из стопки книг 1 (со сказками), объяснить, почему он считает, что это книга сказок, назвать автора (если есть).
Уч-ся по-очереди берут 1 карточку и помещают её в I, II или III группу.
Результат:
Сказки Стихи Рассказы
Бр. Гримм Блок Скребицкий
Чуковский Барто Носов
Маршак Есенин Пришвин
Ш. Перро Благинина Соколов-Микитов
Сутеев Аким Пермяк 3. Определи тему произведений.
-Кто из этих авторов пишет о животных? О детях? О природе? (на карточки с фамилиями авторов прикрепляются условные обозначения: магниты коричневого, жёлтого и зелёного цветов).
4. Моделирование обложки.
Например:
С. Есенин. Поёт зима - аукает (I ряд).
В. Сутеев. Дядя Миша (II ряд).
Н. Носов. Фантазёры (III ряд).
Проверяем, на доску - образец.
5. Угадай произведение по схематическому плану, по заместителям назови главных героев.
IV. Вторая часть урока.
1.Слушание отрывка из "Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
-Какое чувство вызывает этот отрывок из сказки А. Пушкина (радость, грусть, удивление, страх)?
-Какое чудо тебя особенно удивило?
А. С. Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Кому не знаком его портрет? Взглянув на лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, любой человек скажет: это Пушкин. Он написал много замечательных стихотворений, сказок, повестей. Их читают во всём мире.
Во многих городах нашей страны А. С. Пушкину установлены памятники.
-Сейчас вы послушали отрывок из "Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
3.Чтение отрывка из "Сказки о царе Салтане…" А. Пушкина (читает учитель, отдельные отрывки - ученики).
-Найдите описание чудес (подбирают отрывки к иллюстрациям). (см. презентацию)
-Зачем нужна белочка князю Гвидону? (Это его государственная казна: "Из скорлупок льют монету и пускают в ход по свету").
-Зачем богатыри (воины, войско, витязи, стража)? (Для охраны города, государству нужно иметь войско).
Композитор Римский-Корсаков написал сказочную оперу по произведению А. Пушкина. Мы сейчас послушаем 3 отрывка из этой оперы, и попробуем определить, к какой иллюстрации подходит каждый из них.
ФИЗМИНУТКА.
4.Выполнение заданий в тетради.
Задание 1 - прочитать слова и предложение (читают по-очереди, по 1 слову, сильный ученик - предложение).
Задание 3 - прочитать четверостишие (работа в парах: сначала читает I вариант, затем II, Слушают друг друга).
Задание 4 - Прочитать по стрелке слово чудесница, записать. Кто так назван в сказке?
Задание 2 - Раскрасить рисунок.
-Молодцы, но для вас есть еще одно испытание: Запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим!
(Проводится музыкально-дидактическая игра "Три чуда". У каждого их учащихся по три карточки. На них изображены орешки, корона, богатырский шлем. Звучит запись. Дети в соответствии с музыкой поднимают ту или другую карточку.)
V. Итог урока. Рефлексивная деятельность.
-Что вы сегодня слушали?
-Кто написал это произведение? - Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) - Что бы хотели выполнить ещё раз? -Продолжите предложения: -Теперь я знаю… -Теперь я умею… -Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
1.Пока испытываю трудности. 2.Хорошо, но могу лучше. 3.Хочу знать больше. VI. Рекомендации для самостоятельной работы:
-найти книги со сказками А. Пушкина в школьной или домашней библиотеке, рассмотреть и принести в класс;
-выучить наизусть четверостишие (тетрадь с 46, задание 3)
-принять участие в оформлении книжки-самоделки (Учитель раздаёт листы, на которых в нижней части написан букварным шрифтом текст сказки, а в верхней части нужно сделать иллюстрацию. Иллюстрации дети выполняют вместе с родителями в течение нескольких дней. Из листов составляется книжка-самоделка).