Воскресенье, 05 Май 2024, 13:05
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Эскиз о законах развития систем и школе, как развивающейся системе…
В ТРИЗ — теории решения изобретательских задач — описаны законы (точнее — закономерности) развития технических систем. Эти законы позволяют оценивать степень развитости и направления развития техники.
Практика консультационной работы убедила нас в том, что и социальные системы развиваются закономерно, и закономерности развития этих типов систем весьма схожи.

Так, например, в ТРИЗ описана закономерность «вытеснение человека из технических систем».
Осуществляется она таким образом: сначала человек вытесняется из ТС в качестве рабочего органа. Пример: сначала человек копал землю руками, потом стал делать это обработанным камнем или костью. Но при этом человек продолжает выполнять функции трансмиссии (рука, держащая инструмент), источника энергии (мышцы) и управления (мозг).

Следующей фазой является вытеснение из системы человека как трансмиссии. У камня появляется ручка. Конечно, рука человека ещё работает в системе, но ей уже гораздо комфортнее.
Следующая фаза — вытеснение человека как источника энергии. Сначала силой животных, ветра и потока воды, потом различного вида двигатели.
Следующая фаза — вытеснение человека из системы в качестве управляющего процессом. Сначала простые датчики и обратные связи, потом сложные, вплоть до автоматизированных систем, компьютеров.
При этом управляющая функция человека остаётся, но переходит на всё более высокий уровень (конструирование, настройка, программирование систем с обратными связями).

Наш прогноз развития образования говорит о том, что в образовательной деятельности педагог также будет вытесняться из социо-технической системы под названием «школа». Это вовсе не значит, что в школе не будет педагогов. Это означает, что от осуществления сравнительно простых и примитивных функций педагог будет «перемещаться» к выполнению более сложных функций.
Образно говоря, от выполнения функции репродуктора знаний к выполнению функций инженера (программиста, настройщика) знаний.

Безусловно, это будет происходить в контексте изменения школы и всей системы образования — как её содержательной части, так и её технологической части. Что касается содержательной части, то основной тренд заключается в переходе от усвоения фактов и чужих мыслей к умению генерировать свои мысли. «Учить мыслить, а не мыслям» — как говорил Кант (цитата по памяти).
Что касается технологической части, то основной тренд — значительное повышение активности и ответственности самого ученика в результатах его обучения. Этому на 100%, в частности, соответствует такая технология, как технология парного взаимного обучения.

P.S.

Вот так, в экстренно-быстром темпе я «наживил» эту важную тему. Когда-нибудь надеюсь вернуться к ней более обстоятельно.
Меня очень тревожит, что изменение системы образования на пост-советском пространстве идёт в сторону редукции, упрощения и уплощения. То есть против законов развития систем. Такое бывает и в технике и в биологии — на всё есть свои причины…
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: Dragonwer (10 Фев 2012)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
05 Май 2024
13:05


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz