Вторник, 26 Ноя 2024, 19:14
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51647


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Экологическое воспитание младших школьников.
Экологическое воспитание в процессе образования в начальных классах. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой Острота современных экологических проблем выдвигает задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эта потребность превратилась в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Важное место в системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомство с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного и эстетического отношения к миру.

Цели экологического воспитания:  формирование ответственного отношения к окружающей среде, что означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,  соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  активная созидательная деятельность по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования Задачи  Образовательная – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;  Воспитательная – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;  Развивающая – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды интеллектуальных( способности к анализу экологической ситуации), эмоциональных(отношение к природе как к универсальной целостности)нравственных (воли и настойчивости, ответственности)качеств человека. Принципы экологического воспитания  Всеобщая связь с природой. Всё живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях видны, чаще они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее нежелательные для человека.  Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства. Если мы допустим исчезновение какого-либо вида, то можем в будущем многое потерять.  Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразна. Только в этом случае природные сообщества могут нормально сосуществовать, будут устойчивы и долговечны. 

 Формы экологического воспитания:  1. Массовые.(Работа по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, праздники и конференции, игры, работа на пришкольном участке.)  2. Групповые. (Занятия кружков юных друзей природы, факультативы, экскурсии, туристические походы.)  3.Индивидуальные. (Подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.)
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут, открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Основу формирования экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о её ценностных свойствах.

Так уроки русского языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства обогащают запас сенсорно-гармонических впечатлений, способствуют развитию оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. А произведения искусства служат важным средством познания окружающего мира. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу- значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родины связано с родной природой. Озера и реки, золотые хлебные поля и берёзовые рощи- все эти знакомые картины под воздействием литературных произведений сливаются в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отожествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость- значит беречь свой дом, свой край, свою Родину. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите. Школьникам начальных классов доступны и такие практические дела: развешивание птичьих домиков и кормушек, сбор корма для птиц, их кормление, уход за животными живого уголка и другие. Дети с удовольствием собирают природный материал и делают из него поделки.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы: 1 уровень: объекты природы рассматриваются в отдельности, без связи между ними; 2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи; 3 уровень: рассматриваются не только объекты, но и процессы. Знание экологических связей помогает объяснить явления детям. 1 уровень. Дети знакомятся с животным миром, с растениями. На 2 уровне устанавливается связь между объектами природы, связь между живой и неживой природой, между животными и растениями, между человеком и природой. На 3 уровне знание экологических связей помогает объяснить процессы, происходящие в природе. Так в проекте «Мир глазами эколога» дети исследовали проблемы загрязнения Мирового океана, почему исчезают тропические леса, откуда берётся мусор и как от него избавиться.
Формирование экологического сознания идёт на уроке, а нормы экологического поведения закрепляются в деятельности.
В курсе ознакомления с окружающим миром большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе.
Поэтому большое внимание в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением нового программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой.

Большое значение в воспитании имеет внеклассная работа с детьми. Это различные конкурсы рисунков, например конкурс «Как прекрасен этот мир!». Это различные экологические праздники, игры, конкурсы, викторины, посещение музеев, библиотеки. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Экологически грамотный гражданин – залог здоровья нации, её высокого духовного и культурного уровня. Экологическое воспитание способствует экологической грамотности будущих специалистов самых разных отраслей производства, воспитывает любовь к родной природе и чувство патриотизма.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: TheNuha (10 Фев 2012)
Просмотров: 2273 | Теги: младших, воспитание, школьников., Экологическое | Рейтинг: 1.4/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
26 Ноя 2024
19:14


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz