а) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случив шемся.
б) Трасса канала с выгодой использовала все естественные преимущества, в частности русла пересыхающих рек.
в) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.
г) Привлечённые ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.
д) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.
е) Эти ребята плавали по-волжски сажёнками.
2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточня ющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.
а) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сва ях высокий и узкий.
б) Книга эта написана чистым как ключевая вода языком.
в) Самые скороспелые грибы, например берёзовики достига ют полного развития в три дня.
г) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.
д) Вдруг далеко внизу раздался глухой выстрел.
е) По степи влево от нас поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны.
3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуацион ные ошибки.
а) Все другие охоты, даже удочка, потеряли в моих глазах всю прелесть.
б) Пора бы, казалось, и сойти вниз, в долину и начать иссле дования там.
в) В полукилометре от шоссе по другую его сторону видне лись тесовые крыши.
г) Гребли они помаленьку, не спеша, с таким расчётом, чтобы добраться до берега, когда стемнеет.
д) Но и лёд тоже трещал сам по себе просто от солнца. е) Впервые сосны, когда мы вышли из садика, или с участка Надежды увиделись нам чёрными силуэтами.
ж) Это был авиационный, то есть самый точный, прогноз. з) Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все сторо ны особенно кверху.
и) Простые слова его речи как-то сами собой, без усилий со стороны слушателей, укладывались в их памяти.
4. Укажи схемы, которые составлены неверно.
а) "П, — а, — п". б) А: "П!" в)"П? — а. — п". г) "П, — а. — П". д) "П, - а. - п".
5. Найди соответствия.
а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П". "Каких только не бывает в жизни встреч!"
б) "Они на обрыв полезли, — быстро 2) «П,»- а. и тихо сказал мальчик. — Те рентий их повёл на катакомбы".
3)"П?"-а.
в) "Возле города, — вспоминает один из моих
4) «П, -а,- п.»
товарищей, — то гда была берёзовая роща".
г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»
— думал лейтенант. 5) А: "П!"
д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.
6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) "Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".
б) "А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.
в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".
г) "Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабуш ка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".
д) "Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".
ж) "Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.
з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники.
и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"
7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле ния остались от поездки.
б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприлич ным, если она придёт в гости с опозданием.
в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.
г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.
д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".
е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.
ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.
8. Найди соответствия.
а) Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развива ет и образует общество".
б) "Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — про возгласил М. Горький в одном из своих произведений.
в) Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его по эзии: соответственность со своим временем".
г) С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в од ном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:
За окнами — снега, степная гладь и ширь,
На переплётах рам — следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь
От стужи за окном...
1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.
2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.
3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.
4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.
9. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас ставлены верно.
а) Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".
б) Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и яс ность есть высшее совершенство формы.
в) "Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.
г) В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы облича ют кисть великого мастера..."
д) Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.
е) Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:
"Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом,
Опять весна душистая Повеяла крылом."
Вариант 2
1. Укажи предложения с уточняющими членами.
а) К счастью, погода уже изменилась.
б) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.
в) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.
г) В самом низу, прямо под нами, белела река.
д) Почувствовав ожог, он одёрнул руку.
е) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.
2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточня ющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.
а) Там в полуверсте от берега виднелось скопление рыбачьих шаланд.
б) Кроме того не всё то красиво, что броско и ярко.
в) Наконец приходит этот жаркий час самый счастливый для неподвижных деревьев.
г) Пронзительно скрипя на песок въехала арба.
д) В это утро в половине марта кусты глядели веселее.
е) Степь вздрагивала, а там вдали глухо и скорбно рыдал лес.
3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуацион ные ошибки.
а) Низко, над самой машиной, кружились чайки.
б) Он сразу, без всяких сомнений, решил, что поедет.
в) Снизу, с поверхности моря берега совсем не было видно. г) Лучше всего, наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца.
д) Зимой, на берегу Буга, в распутицу, мы заночевали в де ревне, где разместился госпиталь.
е) Жёлтые кувшинки замерли и теперь утром горят ярче, чем в полдень.
ж)В этот момент на станции не было никого даже дежурного.
з)Завтра, на всех концертных площадках города, будут вы ступать дети.
и) Там, на воде, мелькала маленькая чёрная точка.
4. Укажи те схемы, которые составлены верно.
а) "П? — а. — П. б) "П! — а, — п". в) "П. — а. г) А: "П?" д) "П, - а. - п". 5. Найди соответствия.
а)"Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П". привычным голосом, — пропустите, мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.
б)"Как я счастлив, что родился в России", — подумал Кипрен ский. 3) "П, — а, — п".