Суббота, 16 Ноя 2024, 17:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51643


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Проверочные работы диктанты сочинения конспекты

Восприятие революции в поэме «Двенадцать» - сочинение
Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года (начал 8-го - кончил 28 января). Блок говорил об этом времени: «… в последний раз отдался стихии». «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами - и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - писала М. А. Бекетова. Очень строго относившийся к своему творчеству, поэт, закончив «Двенадцать», записал в дневнике: «Сегодня я гений». Ко времени Октябрьской революции «трилогия вочеловеченья» была завершена, в творчестве сформировался «человек общественный». События Октября поэт воспринял гораздо глубже, органичнее, чем 1905 год. Одновременно с поэмой выходит в свет статья «Интеллигенция и Революция», в которой Блок обращается к тем, с кем его связывали долгие годы совместной работы, общих устремлений, долгие годы любви и вражды: «Стыдно сейчас… ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролетает революционный циклон…» Призыв поэта, которым оканчивается статья, прозвучал на всю Россию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Блок был потрясен фактами самосудов. Однако он оправдывал их, считая закономерным возмездием за «сытую жизнь». А тягу к разрушению связывал со старым миром. Петруха здесь является выразителем темных инстинктов. Несовершенные отношения влюбленных, исполненные только чувственности, приводят героев к бессознательным поступкам. В озлоблении Петруха целиком отдается жажде мести. Она же владеет пока что и всеми красногвардейцами. Поэтому революционный поток похож на циклон, в центре которого человек едва может устоять на ногах: * Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. * Ветер, ветер На всем божьем свете! * Однако не случайно дальше звучит мотив горя, тоски: * Ох, ты горе-горькое! * Скука скучная, Смертная! Интересно, что слово «скука», соединенное с понятием «смертная», так настойчиво повторяемое в этой главке, начинается с той же буквы, что и «смерть». На иллюстрации к поэме Анненков (при одобрении Блока) сопровождает сани, в которых мчится к своей гибели Катька, силуэтом месяца в виде буквы «С» - смерть. Так зримо обозначено трагическое самочувствие Петрухи, потерявшего Катьку, захваченного стихией разрушения, злобой. Но даже в этом тяжком состоянии Блок находит возможность выхода из трагического исхода. Отметим трехмерность многих составляющих понятий поэмы. Например, Земля-Ветер-Небо, и как частное от этого триединства: ледок-вьюга-снег. Старый мир-двенадцать-Христос. Петруха-Кать- ка-Ванька. Три цвета: черный-белый-красный. И т.д. Даже количество эпитетов к слову «злоба» в первой главке поэмы: * Злоба, грустная злоба * Кипит в груди… * Черная злоба, святая злоба. Триединство «грустная-черная-святая» помогает Блоку передать целую гамму переживаний, отношений, исторически сложившихся между буржуазией и народом. Ведь муки Петрухи определены временем, закономерны. Автор сочувствует герою, в 501 чем-то оправдывает его. Понять это легче, проследив развитие в поэме сквозных образов-символов. Один из них - образ ветра. После выхода поэмы в свет строчки: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, - употреблялись как подписи к плакатам революционного содержания. А ведь эти строчки - продолжение и конкретизация широко развернутого мотива ветра, с которого начинается поэма, исполнены глубокого смысла. «Ветер на всем белом свете» - это революция. Ее активное начало, сметающее старый мир. «Ветер хлесткий». Кого он хлещет? Буржуя. Каких прохожих «косит»? Барыню в каракуле, попа, писателя-витию… Но одновременно * Ветер веселый * И зол, и рад. Снова неоднозначность. Противоположны выделенные чувства, но как точно передают они настроения поднявшихся масс. Вот почему нельзя сводить значение первой главки к сатирическому изображению старого мира. Ведь ветер * Рвет, мнет и носит * Большой плакат. * «Вся власть Учредительному собранию». Здесь же ставятся серьезные вопросы совершившейся революции: с кем интеллигенция («скользко, тяжко»)? Что впереди? Об отношении народа к интеллигенции, о холоде и голоде в городах, о необходимости защищать завоевания революции: * Товарищ! * Гляди * В оба! И наконец, о всемирном («на всем божьем света») и даже вселенском (недаром появляется образ-символ Небо) значении свершившегося. Ветер предваряет появление коллективного героя поэмы - двенадцати красногвардейцев: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни. 502 А.Блок Соотносят их маршевую поступь с силой ветра строчки из песни «Как пошли наши ребята» (III главка). В частях поэмы, посвященных Катьке, образ ветра отсутствует. И только начиная с X главы и до конца поэмы уже не ветер, а вьюга - важнейшее действующее лицо. Природа тут не союзник красногвардейцам. Это настойчиво подчеркнуто Блоком до самого конца поэмы. Движение героев в заключительных частях поэмы есть именно преодоление сопротивления стихии: * Разыгралась что-то вьюга, * Ой, вьюга, ой, вьюга! * Не видать совсем друг друга * За четыре за шага! * Только что обагривший руки невинной кровью Петруха в отчаянии восклицает: * Ох, пурга какая, Спасе! * Это X главка. В XI враждебное отношение природной стихии к героям поэмы подчеркивается снова: «И вьюга пылит им в очи…» В XII - то же самое: «Впереди сугроб холодный…» Здесь же многозначная реплика: «Приглядись-ка, эка тьма!» (В начале поэмы в момент появления героев: «Кругом - огни, огни, огни…») Свет сменяется тьмой, а не наоборот, как, казалось бы, должно быть по логике произведения. И вот тут-то возникает мотив вьюги, которая «долгим смехом заливается в снегах». В чем причина такого превращения? Ведь герои поэмы - дети стихии, ее порождение и воплощение. За время, прошедшее с момента их появления на страницах поэмы, разыгралась вьюга (это подчеркнуто в поэме специально). Она пылит им в очи, пугает своей силой. Их поджидают … переулочки глухие, Где одна пылит пурга, и … сугробы пудовые - Не утянешь сапога… А на их выстрелы вьюга отвечает «долгим смехом». Смысл этой метафоры, очевидно, только один: стихия исчерпала себя, она вылилась, но и захлебнулась в убийстве Катьки и последующих разгульных действиях… Стихия обернулась своей разрушительной стороной. В ней не оказалось начала положительного, созидательного, преобразующего. Преобразование облика двенадцати происходит теперь уже не в «согласии со стихией». Преодолевая ее, преодолевают себя. Открывается как бы третья сфера «движения» в поэме - внутреннее преобразование облика двенадцати, теперь уже единого, слитного, которое и совершается в преодолении препятствий, то есть в преодолении стихийных, неконтролируемых сил. Первые две линии были отмечены литературоведом Д. Е. Максимовым. Это - «реальное, эмпирическое» движение героев «по вьюжным улицам города» и вместе с тем «символическое движение революции в истории». Ветер как символ революции снова появляется в последней главке поэмы: * Это - ветер с красным флагом * Разыгрался впереди. И ветер соединяется с тем манящим призраком, который шагает впереди двенадцати, машет красным флагом и зовет их вперед и вперед. Фигура, идущая впереди, - это и сам поэт. Потому что, как сказал К. И. Чуковский, Блок и красногвардейцы - «братья по вьюге». Поэт не просто принял революцию, он полюбил ее. «Слушайте Революцию!» - с таким призывом он обратился к российской интеллигенции. И сам внимал ей с глубоким волнением и ожиданием будущего. Обратим внимание и на многоголосие поэмы. Оно создает цельный облик не только революционного города, но России, всего мира. Это позволило автору передать тот слитный гул, который он услышал в зимнем Петрограде 1918 года, гул от крушения старого мира. Работая над поэмой, Блок погружается в стихию ритмов, во многом из них вырастает его произведение. Он исписывает страницу за страницей, осваивая невероятную по гибкости метрику: от аккордов высокого трагизма до разбойной частушки, от лозунга до мещанского романса, от буйной стихийной интонировки до интимного признания. Поэта подстерегала особая трудность - найти такие отношения между ритмом и смыслом, чтобы то, что могло показаться неожиданным, нелогичным, на деле вытекало бы из общего замысла поэмы, из авторского, личного и широкого, всеобъемлющего восприятия революции. Таких высот выразительности и достиг Блок.
Категория: Проверочные работы диктанты сочинения конспекты | Добавил: klichkomen (09 Май 2012)
Просмотров: 1176 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
16 Ноя 2024
17:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz