Борис Райский, студент университета, приехал на лето к своей двоюродной бабушке, Татьяне Марковне Бережковой. Она жила, в маленьком имении, доставшемся Райскому от матери. Какой рай распахнулся ему в этом уголке, откуда его увезли в детстве! Какие виды кругом! Каждое окно в доме было рамрй своей особенной картины!
С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья, пробегает по телу дрожь бодрости. Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом, полями, садом с темными аллеями, беседкой и скамьями.
Возле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони. Дальше рябина, кучка лип, ельник, березняк. И все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты вдоль берега Волги. Возле сада, ближе к дому, лежали огороды. Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни.
Перед окнами дома пестрел на солнце большой цветник. Татьяна Марковна любила видеть открытое место перед глазами, чтоб было солнышко и пахло цветами. С другой стороны дома, обращенной к дворам, ей было видно все, что делается во дворе, в людской, в кухне, на сеновале, в конюшне, в погребах. Все это было у нее перед глазами, как на ладони.
Около дома вились ласточки, свившие гнезда на кровле. В саду и роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы, а по ночам щелкали соловьи. Двор был полон всякой домашней птицы, разношерстных собак. Утром уходили в поле и возвращались к вечеру коровы и козел с двумя подругами. Несколько лошадей стояли в конюшнях. Над цветами около дома реяли пчелы, шмели, стрекозы, трепетали на солнышке крыльями бабочки. По уголкам жались, греясь на солнышке, кошки, котята.
Полы в доме были выкрашены, натерты воском и устланы клеенками. Печи обложены пёстрыми старинными изразцами. Шкафы битком набиты старой посудой и серебром.
На виду красовались старинные фарфоровые чашки, чайники, сахарницы, тяжелые ложки. Кругленькие стулья, столы, столики жались по уютным уголкам. В доме царили покой и радость.