Суббота, 14 Июн 2025, 14:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51666


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Проверочные работы диктанты сочинения конспекты

Содержание повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» - сочинение
В сущности, увидевшая свет в январе 1970 года повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» целиком построена с помощью этих художественных средств. Можно сказать, картина современной жизни, как на ковре, здесь выткана по канве развернутого киргизского предания о Матери-оленихе, и выткана так, что порой трудно понять, где основа, а где рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, а природа неотделима от человека. Элемент символики, мифа, сказки входит не только в сюжет (легенда о Рогатой Матери-оленихе), но и в образы Расторопного Момуна, его жены, да и Орозкула Балажанова, придавая всем им многозначность и углубленность. Недаром о Мальчике на первой же странице сказано: «У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь», Рассматривая переплетение суровой реальности с мифом и легендой как отличительную особенность определенной части творчества Чингиза Айтматова, тот же Э. Павляк писал: · «Наиболее ощутимо реальность и легенда переплетаются в «Белом пароходе», философской повести о добре и зле, любви и жестокости. Участие человека в истории подтверждается именно мифом, легендой, своеобразной, как говорит писатель, памятью народа, сутью его жизненного опыта, его философии и истории, выраженных в сказочно-фантастической форме». Когда в ноябре 1973 года Чингиз Айтматов приехал в Испанию в связи с выходом там третьей его книги «Белый пароход» (перед тем вышли «Материнское поле» и «Тополек...»), барселонская газета с трогательным простодушием написала: «Его последняя книга «Белый пароход» издана во всех европейских странах и в Соединенных Штатах; в ней он рассказывает о Киргизии, своей родине, о людях, живущих на этой земле, в лесах, неподалеку от озера Иссык-Куль». Так было подано испанскому читателю, быть может, одно из самых беспощадных повествований в русской литературе о том, какой яростной, жестокой, свирепой бывает иногда даже в новом мире борьба между светом и тьмой, животным и человеческим, «моим» и «нашим», благородством и подлостью, разлагающей прозой жизни и возвышающей мечтой о честных, чистых, любящих людях, о справедливости, о счастье обо всем, что для живущего на заброшенном кордоне Маленького мальчика воплощалось в Рогатой Матери-оленихе, оставляющей людям только дружбу, и в длинном, мощном, красивом Белом пароходе, на котором плавает по Иссык-Кулю красивый, любящий и любимый отец, ждущий сына к себе. Вера в сказки спасала Мальчика, заброшенного на небольшой кордон, от всех невзгод. Когда же дед Момун, по приказанию вечно пьяного деспота Орозкула, застрелил Рогатую Мать-олениху, с появлением которой на земле должно было восторжествовать добро, люди должны были забыть, что такое убийство, ненависть, злоба,— Мальчик бросился в реку, чтобы, превратясь в рыбу, навсегда уплыть от злых людей к отцу, на Белый пароход. «Мальчик уплыл по реке рыбой,— сокрушался Борис Панкин, автор одной из лучших статей о повести,— а мы, читатели, остались на берегу, растерянные и оглушенные, словно пассажиры белого парохода, подхваченного ураганом. Финал повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» потрясает своей неожиданностью и неизбежностью. В жизни могло закончиться и по-иному. Самоубийство Мальчика, ставшее финалом повествования,— наверное, редчайшее из исключений. В художественном произведении, в том, что написал Айтматов, сделавший нас и Мальчика свидетелями того, как топтали ногами и рвали на куски голову Рогатой Матери-оленихи, другой конец был бы невозможен. Он стал бы прегрешением против правил искусства». Инженер А. Климова писала в редакцию «Литературной газеты»: «Белый пароход» так потряс меня своей безысходностью, что все вокруг стало черным-черно!» Она спрашивала о Мальчике: «Почему случилось так, что нет у него ни школьных друзей, ни школьных дел?» Ей казалось, что автор неправомерно поступил с этим «живым ростком чудесной человеческой жизни»и. В статье, посвященной русской литературе 70-х годов, профессор Норман Н. Шнайдмаи написал категорично: «В большинстве произведений Айтматова зло одерживавает победу». Так можно было сказать, только отнесись к ним чисто формально, исходя из сюжетного построения, а не из глубинной сущности характеров и их жизненной обусловленности. Отвергая надуманные утверждения, профессор Арнольд Б. Макмиллин пишет в цитированной выше «Энциклопедии», что у Чингиза Айтматова «в схватке между добром и злом добро неизбежно побеждает», что и в самой трагической повести «Прощай, Гульсары!» ощущается «проблеск надежды в конце», а также, что «герой остается верен своим идеалам». Имея в виду финал, повести «Белый пароход», Ларе Бонневи тоже замечал: «Конец можно было бы воспринять как своего рода культурный пессимизм, если бы Айтматов с такой же беспощадностью не указывал на корни зла. Он считает конфликт общественно обусловленным и устранимым путем разумного вмешательства... Примером для Мальчика служит Русский солдат Кулу-бек, человек нового времени, но это новое приходит слишком поздно». Но оно все-таки приходит. Еще важнее — другое. Положительные герои Чингиза Айтматова даже погибая остаются победителями. Говоря «даже погибая», имею в виду и Маленького мальчика из повести «Белый пароход». 15 эпилоге к ней сам автор, обращаясь к плавному герою, говорит: «...ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение». И — победа добра. Победа, одержанная самой высокой ценой. Е повести есть и хватающий за сердце лиризм, и бесстрашие в повествовании о жизни маленькой группы людей, оторванных от «большой земли», и проникновенный психологизм, и настоящая поэтичность, несмотря на суровость реализма, острый драматизм. Так же, как «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход» воспринимается как поэма в прозе, подкупает своей музыкальной законченностью и поэтической непосредственностью. В цитированном уже докладе «Киргизская проза и национальное самосознание» американский исследователь Сват Сусек восхищенно писал в связи с «Белым пароходом»: «Описание озера Иссык-Куль, сияющего в обрамлении гор, •обступающих его с севера и юга, выполнено в прозе, отличающейся, однако, высочайшей поэтичностью». Сурово-реалистические картины современной жизни, искусно соединяясь с мифом и символикой, углубляющими реализм произведения, придающими ему многоплановость, в какой-то мере все же ослабляют целенаправленность его. Видимо, ощутив это, автор при подготовке повести для отдельного издания изменил финал, вернее, завершил его обращением рассказчика, сожалеющего о том, что Мальчик в трудную минуту не побежал на дорогу, где мог бы встретить Кулубека, совсем иного человека, нежели Ороз-кул. Тот взял бы его к себе в машину и повез к отцу, а по дороге скакала бы видимая только Мальчику Рогатая Мать-олениха. Но и ранний финал повести не вступал в противоречие с основным пафосом ее. В статье с обязывающим заголовком « литература на распутье: противоречивая проза Чингиза Айтматова» Норман Н. Шнайдман высказал немало верных частных замечаний о творчестве нашего писателя, но только на том основании, что оно критически заострено против всего отрицательного, отживающего, тормозящего движение русских людей вперед, утверждал, будто его трудно ввести в рамки социалистического реализма, будто вернее рассматривать его в сфере притяжения критического реализма XIX века. Тем самым канадский ученый доказал лишь, что оно находится в противоречии с его, Нормана Н. Шнайдмана, представлениями о реализме.
Категория: Проверочные работы диктанты сочинения конспекты | Добавил: klichkomen (01 Мар 2012)
Просмотров: 2049 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
14 Июн 2025
14:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz