Сочинение по картине И.И. Левитана «Март» 3 класс. Задачи урока: формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; способствовать развитию творческого воображения у детей; формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником; способствовать развитию чувств и эмоций. I этап. Подготовка учителя к уроку. Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно,что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых,друзей художника. Проста и притязательна природа,изображённая на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок. Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи,выполненной непосредственно на природе,на открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов,созданные на пленэре,обладают свежестью,необыкновенной силой передачи мгновенного,мимолётного чувства прекрасного. Левитан не только видит природу,он её понимает и осмысливает. Пейзаж передаёт чувства,мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех ,кто будет смотреть его произведение. II этап. Подготовка учащихся. 1.Подготовка к восприятию картины. Сочинениям пейзажной лирики обычно предшествует кропотливая подготовительная работа:экскурсия на природу,посещение музея,ежедневные наблюдения за природой. Выбрав яркий солнечный мартовский день,учитель организует экскурсию в парк, в лес. Ребята видят и цвет неба и снежные сугробы,которые потеряли свою белизну и осели под солнечными лучами, и голубые тени от деревьев. В этот момент важно очень хорошо почувствовать и ощутить свежий весенний воздух и ласковое тепло солнца. На уроках русского языка дети пишут сочинения-миниатюры на темы: «Весеннее утро», «Мартовский снег»,«Весенний ветер», «Первые проталины»: «Весенняя дорога», «В весеннем парке». Сочинения ребят представляют собой художественное описание, которое вводится со 2(1-3)-3(1-4)класса. Такие работы очень хорошо развивают у детей воображение и чувство языка. По опорным словосочетаниям ребята составляют коллективный рассказ «Весна идёт» На уроках чтения учащиеся знакомятся с описанием весенней природы в рассказах К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова. Ребята обращают внимание на образные средства языка,понравившиеся выражения записывают в «корреспондентский блокнот».На уроке природоведения получают задание понаблюдать весеннее утро и описать свои наблюдения. На уроках рисования ребята рисуют весенние пейзажи. 2.Рассматривание репродукции картины. Репродукция картины вывешивается в классе за несколько дней до сочинения. Дети внимательно всматриваются в неё, стараются её прочувствовать и понять. Возможно рассматривание под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Тогда живописное произведение эмоциональнее воздействует на ребят,даёт толчок их мыслям,чувствам,воображению. 3.Беседа по содержанию картины. Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение?(Дети говорят о чувствах приподнятости,радости, свежести,спокойствия,поэтичности.) Можно использовать и такой приём: -Назовите три предмета на картине,которые вас сразу чем-то заинтересовали,привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. Учащиеся называют следующее: синеватый снег, переливающийся разными оттенками снег, рыхлый снег, зелёный, тёмный, манящий лес, тоненькие, хрупкие, стройные деревца, сияющее, голубое, ликующее, чистое небо, Рыжая,дремлющая,усталая лошадь, дома,освещённые солнцем, лимонно-жёлтая стена, золотистые осины,тянущиеся к небу. Ученики назовут и перечислят всё,что есть на этой картине. Они заметят и белый с голубым,местами с синим отливом снег. Это уже не тот белоснежный ковёр,что был зимой. Он пожелтел,стал грязным,превратился в жёлто-серую массу, в нём проваливается нога. Нравятся им и тонкие,изящные деревца — не то берёзки, не то осины. Левитана не интересует здесь природа деревьев. Он показывает их лёгкость, их стремление к солнцу,их нежность и очарование. Какой день изобразил художник?(День тёплый,солнечный. На это указывают жёлтые блики солнца на деревьях,на крыльце,на стене дома,синие и фиолетовые тени от деревьев.) Что вы можете сказать про цвет неба?(Это не простой голубой, а будто к голубому прибавили ещё какие-то краски,цвет получился такой чистый и нежный,что кажется, будто от него идёт какое-то радостное сияние.) Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к весне? Дети обращают внимание на все оттенки снега,голубые тени,дорогу коричневых, фиолетовых тонах,на золотистые стволы деревьев под лучами солнца. Учитель подводит учащихся к обобщению: Хотя на картине присутствуют и холодные цвета,вся она как бы пронизана тёплыми тонами:жёлтым,золотистым,розоватым,голубым цветом. Солнечный свет везде — на стенах дома,на стволах молодых берёзок,на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение от созерцания весеннего дня передаёт и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше?(Ком снега подтаял и скоро упадёт с крыши на землю.) Обратите внимание на лошадь у крыльца.(Лошадь пригрелась на солнышке,стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.) Предлагаются задания на развитие творческого воображения. Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?(Покататься на лошади,побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом,постоять под сосной и полюбоваться красотой,погреться на крылечке под лучами солнца.) Что бы мы могли там услышать?(Весеннюю капель,шелест веток от тёплого ветерка, стук двери на крыльце,крик галок и ворон,хруст корочки снежного наста под ногами.) Учитель просит прочитать слова на доске: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. А.С. Пушкин. Подумайте что общего между картиной Левитана и словами А.С. Пушкина? (Весна- это утро года в природе всё начинает просыпаться,всё начинает улыбаться и радоваться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана, мы радуемся вместе с ним.) Возможно ребята почувствуют не только радость и восторг, они могут сказать и о другом лирическом чувстве,например грусти. Вид лошади у кого-то вызывает чувство жалости и уныния. Левитан — тонкий лирик, и в его картинах почти всегда присутствуют элементы грусти,печали. И если дети смогут это отметить, то это будет доказательством глубокого и сильного воздействия на них произведения живописи. 4.Коллективное составление плана рассказа: а)Как художник показывает приближение весны?(Описание картины.) б)Какую роль играет цвет в картине? в)Как вы считаете,какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? г)Какое впечатление производит картина? 5.Речевая подготовка к сочинению. Задание 1.Подберите синонимы к словам. Художник — автор, пейзажист, живописец. Густой (лес) — тёмный, таинственный. Грязный (снег) — рыхлый, ноздреватый. Жёлтый — золотистый, лимонный, лучистый, солнечный. Тоненькие (деревца) — хрупкие, молодые, нежные, стройные. Задание 2.Выберете подходящее слово. Ком снега падает скользко сползает Молодые деревца тянутся растут выгибаются Небо льёт лучи сияет сверкает Задание 3.Отредактируйте предложения. Художник показывает нам радость. Художник выразил любовь в том, что солнце ярко светит. Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение. 6.Устное составление описания картины по плану. 7.Написание сочинения учащимися.