Тема человека на войне была для России главной, так как война является проверкой, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Она или есть, или отсутствует абсолютно.
В нашей литературе возникает тема героичности смерти и исчезает тема трагичности. И таким откровением стал роман "Живые и мертвые" Симонова.
Писатель передает горечь, что за победу надо платить не "малой кровью", а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием. И лишь когда в литературу приходит "поколение лейтенантов", которые видели правду, не умели лгать на фронте и не желали лгать пером, тогда и появилось ощущение великой трагедии воюющего человека. Он вынужден убивать, чтобы спастись и отстоять страну.
Человек перед лицом смерти - самая типичная ситуация для Василя Быкова. В его повести "Сотников" два полярно противоположных героя. Рыбак - с виду удалой добрый молодец. А Сотников болен, в шинелишке, летней пилотке. Дорога Рыбака и выбор Сотникова - их жизненные пути. Они предопределены теми нравственными принципами, которые в них заложены. Нравственная проблема решается художественным путем. Книга наполнена внутренними монологами. Так раскрывается характер героя, мотивация его поступков. И второй прием, которым пользуется автор,- это соединение стремительно развивающейся действительности с резкой остановкой, возвратом в прошлое, когда Сотников вспоминает разгром своего дивизиона. Он мысленно слышит, как пушки хрустят под гусеницами танков. Полное бессилие, а потом плен. Есть еще один прием - дублирование центрального конфликта в образах второстепенных персонажей. Как Сотникову и Рыбаку нужно сказать про отряд, и они будут жить, так и Денчихе надо сказать, кто прятал еврейку-девочку. Она целует сапоги врага, чтобы вернуться в избу к детям, иначе они погибнут. Она рыдает, но предать не может. Она и фашизм несовместимы. Быков восходит к христианству. В человеке идет борьба Божеского и сатанинского. Денчиха не может вписаться в фашизм. Она не знает громких слов, она просто чувствует, что говорить нельзя. Она хочет сделать вид, что предает.
А Сотников понимает, что палец дать нельзя, руку отхватят. Рыбак шепчет, что выдал соседей, их отряда, может быть, там и нет. Сотников понимает, что предательство всегда однозначно. Дать победить себя сатане нельзя. Жертвенность, любовь к ближнему требует самоотречения. Автор показывает небесполезность жертвы, очищение страданием. Путь Рыбака дается как путь Иуды. Рыбак не только шепчет, где отряд, но и отводит Сотникова к виселице. Жертва и палач. Сотников опирается на своего палача, пока тот не выбивает из-под ног чурбачок. В толпе согнанных стоит ребенок с буденовкой на голове. Мальчик, не отворачиваясь, смотрит на Сотникова. В последние мгновения жизни Сотников видит только глаза ребенка. Это внутренняя связь, передача чего-то важного.
Для Василя Быкова - это символ, что жизнь не обрывается, если ты выдержал испытание.