2008 год объявлен годом семьи. В нашей стране, благодаря поддержке государства, появляется все больше молодых семей. Чем больше создается семей, тем больше рождается детей.
Наверное, не зря говорят, что семья - это ячейка общества. Современное общество требует от человека многое - образование, здоровье, активности, участия. Но личностные качества, моральные представления, уважение к себе и окружающим, все это мы получаем от самых близких людей. Поэтому ребенок может полноценно развиваться только в семье.
20 век подарил нам самые важные документы, касающиеся ребенка, его прав - Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка. В них заявлено, что ребенок имеет право на жизнь, семью, образование, охрану здоровья и т.д. Но без любви, внимания, понимания, уважения не вырастить настоящего человека.
Великий польский педагог Януш Корчак в своем очерке "Право на уважение" высказывает замечательные мысли, прежде всего, обращаясь к взрослым, о том, что для детей очень важно быть услышанными, понятыми.
Взрослые считают, что ребенок еще не человек, а человечек. "Он еще маленький", - говорят взрослые о ребенке и думают, что все радости, желания, горести у ребенка, как и он, - маленькие.
Ребенок маленький и беззащитный, взрослому надо наклониться к нему, стать вровень, чтобы понять и услышать его.
Ребенок не только мал, но и слаб. Взрослый может поднять его на руки, подбросить к потолку, усадить на стул вопреки его воле, остановит, если взрослому кажется, что малыш сильно разбежался, а не послушается - дернуть или шлепнуть. "Стой здесь, не трогай, отдай, отойди, не мешай, замолчи", - приказывает взрослый ребенку. Ребенок пытается сопротивляться, а поняв, что это бесполезно, уступает и смиряется.
Кто бы осмелился ударить, толкнуть или одернуть взрослого или родителя? А вот сам взрослый и родитель все может. Перед слабым не мудрено сильным быть. Ребенок беззащитен не только перед взрослым, но и перед детьми, которые старше его. Ребенка могут обмануть, побить, унизить и не ответить за это.
Человеческая цивилизация развивается. Изменяется мир. Человек становится другим. Не нужно ему теперь с помощью физической силы добывать себе еду, не нужна она ему для захвата земель и морей, на смену пришел разум и интеллект. Идут годы поисков, открытий, возникают новые школы, выходят новые труды, и в жизнь взрослых входят дети. Ребенок многого не знает и не понимает. Он пытается осмыслить этот странный мир. А взрослые пытаются разрешить неразрешимое: как накормить всех, какую и кому дать работу, как удержать людей в мире и согласии, как защитить от чужой воли и безумия человеческую личность, как сделать жизнь на планете счастливой и спокойной. Как создать мировой порядок и научиться понимать друг друга. Политики и законодатели требуют и решают, но пока еще не пришли к совершенству.
И взрослые решают за детей, не спрашивают их согласия, не считаются с их мнением, не считаются с их желаниями, ребенок еще мал и глуп. А малыш семенит со школьными книжками в портфеле и чувствует, что где-то рядом, но без его участия происходит что-то важное и удивительное и оно предопределяет все его успехи и промашки, заставляет его к чему-то стремиться, награждает и наказывает.