В романтической поэзии Лермонтова ярко проявились две основные тенденции, объясняемые историческими условиями. Решительное неприятие современной действительности породило то «начало отрицания», которое составляет один из существенных элементов революционного романтизма. Предельной силы романтическое отрицание действительности, вызывающей только презрение и ненависть, достигло в «Демоне». Но в романтизме Лермонтова отчетливо выражена и противоположная тенденция - «начало утверждения». Об этом свидетельствуют многие лирические стихотворения Лермонтова, которые проникнуты тоской по идеалу, верой поэта в положительные начала жизни. В этом отношении поэме «Демон» противостоит поэма «Мцыри», где утверждается идеал свободной жизни. Существенное различие характеров Демона и Мцыри приводит к выводу, что в романтическом эпосе Лермонтова не один, а два героя. Несомненно, оба характера Лермонтову глубоко близки. Об этом свидетельствует и лиризм лермонтовских поэм, и лирика поэта, в которой нашли выражение настроения, родственные и Демону, и Мцыри. «Начало отрицания», воплощенное в образе Демона, было существенной стороной и лермонтовского отношения к окружающей действительности. Но поэт не напрасно свидетельствовал о происходившей в нем внутренней борьбе с демоном отрицания. В «Сказке для детей» (1840) Лермонтов писал: * Мой юный ум, бывало, возмущал * Могучий образ. * Меж иных видений, * Как царь, немой и гордый, он сиял * Такой волшебно сладкой красотою, * Что было страшно… и душа тоскою * Сжималася - и этот дикий бред * Преследовал мой разум много лет… * Но я, расставшись с прочими мечтами, * И от него отделался - стихами. Шутливо-ироническое «отделался стихами» нельзя понимать прямолинейно. В соответствии с новым жанром реалистической поэмы и новой, «сниженной» трактовкой демонического образа Лермонтов под легкой насмешкой над своими романтическими мечтаниями скрывает процесс своего духовного становления, преодоления внутренних противоречий. Поднимаясь над романтическим индивидуализмом, поэт утверждает необходимость общественной борьбы за положительные начала жизни. Белинский, высоко оценивший идейно-художественное значение «Демона», был глубоко прав, когда именно Мцыри назвал «любимым идеалом» Лермонтова. Так же понял образ Мцыри и Н. П. Огарев - как «его самый ясный или единственный идеал» (предисловие к сборнику «Русская потаенная литература», 1861). Автор «Демона» и «Мцыри» пришел в литературу со своими темами, сюжетами, героями. Развивая традиции революционного романтизма, Лермонтов показал себя глубоко оригинальным поэтом, который создал свой поэтический мир, романтически отразивший современную поэту действительность и романтически ей противопоставленный. Наиболее ярким выражением того нового, что внес Лермонтов в романтическую поэму, явился его герой, отмеченный печатью «сердца вольного и пламенных страстей» (по словам Лермонтова, сказанным им о великом русском поэте). Внося новое содержание в воспринятую от предшественников форму романтической поэмы, Лермонтов не подвергает коренной ломке самый жанр, однако в его творчестве этот жанр приобретает своеобразные очертания. Мы имеем право говорить о лермонтовском варианте романтической поэмы. Белинский писал, что в Лермонтове всех поражало «резко ощутительное присутствие мысли в художественной форме». Это относится и к его романтическим поэмам. Вслед за своими предшественниками Пушкиным и поэтами-декабристами - Лермонтов ставит в поэмах большие социальные и философские проблемы, имеющие самое непосредственное отношение к запросам современной ему жизни. Проблемность резко отличает его поэмы от многочисленных романтических поэм, авторы которых увлекались острыми сюжетами в ущерб идейному содержанию.