3. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно? Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал. Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.
4. Продолжите предложение дважды, чтобы (1) сначала получилось простое предложение с однородными членами, затем (2) — сложное. Наступила весна и
2. Деревья вновь зазеленели и
5. Запишите предложения с парами слов: 1) чтобы — что бы:
2) также — так же:
3) вследствие — в следствие:
4) ввиду — в виду:
6. Запишите предложения, ставя существительные в нужном падеже: Вопреки (прогноз) метеорологов, погода установилась хорошая. Согласно (приказ) директора, наши ученики будут проходить практику на фабрике.
3. Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов.
7.Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите те предложения, в которых вы нашли и исправили ошибку. Благодаря хорошей тренировке, он выдержал такую большую нагрузку. Благодаря сильному ветру, лодку прибило к берегу. Ввиду подготовки к соревнованиям, спортсмены много тренировались. Ввиду изменившейся обстановки, пришлось отложить поездку.
8. Запишите словосочетания, выбрав нужный предлог и обозначив падежные окончания существительных.
Рецензия (о, на) (доклад, книга, сочинение):
Лекция (о, по) (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского):
9. Определите, какое значение вносит союз И в сложносочиненное предложение.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(А. Пушкин) Последовательность явлении. Противопоставление их. Чередование явлений.
Вариант 2 1.Найдите разделительный союз;
1) ни-ни; 2) либо; 3) зато; 4) как.
2. Найдите подчинительный союз:
1) либо; 2) однако же; 3) пока; 4) тоже.
3. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?
1. Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги.
2. Морозило сильнее, (за) то было тихо.
3. Научить себя работать со справочной литературой трудно, (за) то полезно.
4.(За) то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.
4. Из двух простых предложений составьте сложное с помощью сочинительных и подчинитель ных союзов.
1. Начало смеркаться. Он отправился домой.
2. Озеро славилось рыбой. Мы отправились туда.
5. Запишите предложения с парами слов:
1. насчет — на счет:
2. поэтому – по этому,
3. тоже – то же,
4. несмотря на- не смотря на
6. Запишите предложения, ставя существительные в нужном падеже: Согласно (указание) агронома, в саду высажены фруктовые деревья. Вопреки (предсказания) старожилов, зима была теплая. Благодаря (случайности) он не попал под лавину.
7. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите те предложения, в которых вы нашли и исправили ошибку. Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. Благодаря сильным морозам, соревнования не состоялись. Полет был отменен ввиду сильных ливней. Ввиду начала подготовки к карнавалу, школьники украсили зал.
8. Запишите словосочетания, выбрав нужный предлог и обозначив падежные окончания существительных:
1) Отзыв (о, на) (книга, лекция, кинофильм):
2) Беседа (о, по) (книга, прочитанная за лето; поэзия):
9. Определите, какое значение вносит союз ЖЕ в сложное предложение.
Давно сошел снег, деревья же стояли голые. Последовательность явлений. Противопоставление их. Чередование явлений.
3.Производные предлоги.
Вариант 1.
1. Найдите производные предлоги: а) вопреки прогнозу; б) к нашему берегу; в) о невыученном уроке; г) через речку; д) благодаря папе.
3.Найдите производные предлоги: а) около дома; б) согласно предложению; в) вместо товарища; г) на том берегу; д) из-за болезни.
4. Найдите производный предлог, пишущийся слитно: а) (в)виду дождя; б) (в)продолжение года; в) (на)встречу с другом; г) идти след (в)след.
5. Найдите неверное определение грамматических признаков выделенных слов:
1. Действовать ВСЛЕПУЮ — наречие. 2. Выйти НАВСТРЕЧУ — предлог. 3. КОЛЮЧИЙ ёж — прилагательное. 4. СДВИНУТЫЕ брови — причастие.
6. Укажите неверное определение грамматических признаков выделенных слов:
1. В ТЕЧЕНИЕ дня — существительное. 2. Работать БЕЗ УСТАЛИ — наречие. 3. ПОЛЗУЧЕЕ растение — прилагательное. 4. РАЗБРОСАВ листы — деепричастие.
7. Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков подчёркнутых слов:
1) крича друг другу — наречие; 2) идти впереди колонны — предлог; 3) сделать побольше — прилагательное в сравнительной степени;
4) летучий газ — причастие; 5) поднятая тряпка — причастие; 6) в продолжение лета — имя существительное.
8. Найдите производные предлоги:
1.Перевести (на) счет в банке 2. (в) место благодарности 3. мы ушли (в) месте 4. (в) месте укромном и тихом 5. осадки (в) виде дождя 6. поговорим (на) счет долга 7. (во) время каникул 8. поезд пришел (во) время 9. (с) начала года 10. (в) связи с происшествием 11. шли (по) двое 12.костер (в) лесу
9. Найдите самостоятельные части речи:
1. (по) мере загрязнения 2. (в) следствие засухи 3. (в) течение месяца 4. (в) заключение лекции 5. (в) роде голубого шара 6. (в) заключении находился долго 7. привязал (на) конец веревки 8. (на) подобие кофейного напитка 9. (на) конец разорился 10. спуститься (в) низ по лестнице 11. забраться (в) низ трюма
10 . Найдите производные предлоги:
1.надеяться (на) удачу в жизни 2. стрелять (на) удачу 3. глядеть (в) даль 4. скрылся (в) дали голубой 5. обратить внимание (на) подобие фигур 6. (в) течение всей дороги 7. положить (на) счет фирмы 8. (не)смотря на совет 9. побеседовать (во) время обеда 10.взойти (на) верх 11. взобраться (на) верх склона 12.ошибка была (на) лицо 13. прядь волос упала (на) лицо 14. надеяться (на) удачу в жизни 15. стрелять (на) удачу 16. (на)подобие лодки 17. (в) течение всей дороги
Вариант 2.
1.Спиши, раскрывая скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Найди в предложениях производные предлоги и подчеркните их.
1.Что же будет (в) продолжени.. этой повести?
2. (Не) далеко от дом..ка стояло (не) большое строение (на) подоби.. бесе..ки.
3.(В) течени.. многих лет он упорно изучал иностра… ые языки.
4. Марина болела ( в)продолжени.. долгого месяца.
5. (В] следстви.. сильной жары река обм…лела.
6. (В) следстви.. по делу об угон.. маш..ны мы были пострадавшей стороной.
7. Сначала мне было (не) уютно в новом классе но (в) последстви.. я освоилась и уже с удовольствием ходила в школу.
8. (В)следстви.. разлива реч..ки нам пр..шлось ехать дальней дорогой.
9. (В) заключени.. своего выступления группа спела свой последний хит.
2.Спиши, раскрывая скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Найди в предложениях производные предлоги и подчеркните их.
1.[В]течен.. зимы мы (не)сколько раз устраивали лыжные прогулки.
2.(В)следств.. метели соревнования отменили.
3. (В)продолжени.. экскурси.. я успел задать экскурс..воду множество вопросов.
4. Мы очень заинтересова…ы (в) продолжени.. занятий на курсах.
5. Адвокат объяснил нам что (в) следстви.. (в)крались ошибки.
8. (В)последстви.. это озеро войдет в заповедную зону.
9. Мы будем иметь (в) виду ваше желание участвовать (в) продолжени.. этой работы.
3. Спиши, раскрывая скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Найди в предложениях производные предлоги и подчеркните их. Сделай синтаксический разбор первого предложения.
1.Операцию провели (во) время но [во] время операции.. больной потерял много крови.
2.(В]течени.. дня мы успели побывать в двух музеях.
3.[Из)за тумана мы (не)могли (н..]чего разгл..деть.
4. (В)следстви.. усталости мы очень быстро уснули.
5. После постройки шлюза [в]течени.. реки стали заметны изменения.
6. Контрольные работы продолжались [в]продолжени.. целой недел...
7. (В)течени.. реки [на]протяжени.. мно гих лет происходили изменения.
8. Река (в) течени.. своем делает много поворотов.
9. (В)течени.. прошлого лета было много солнечных дней.
4.Союзы.
1. Найдите неверное утверждение:
1. Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.
2. К непроизводным предлогам относятся предлоги, образованные от самостоя тельных частей речи.
3. Составная сравнительная степень наречия — сочетание слова более и исходной степени наречия.
4. В предложении деепричастие является обстоятельством.
V I I. Найдите предложение с сочинительным союзом: а) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения. б) Очень приятно беседовать с интересным человеком. в) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить. г) На пляже можно загорать, купаться, играть в разные игры. д) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
V I I I. Найдите предложение с подчинительным союзом: а) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная. б) Лето – любимое всеми школьниками время года. в) Пусть никогда не закончится этот вечер! г) Надо же было так влипнуть! д) Всем расскажу об интересном походе в горы, а может быть, и о походе по рекам Подмосковья.
XI. Найдите предложения, в которых есть союзы также, тоже, чтобы, зато: а) Я так(же) буду учиться дальше. б) Я сделал это так(же), как и он. в) Я спрятался за(то) дерево.
1) завис..щие; 2) колебл...щийся; 3) они обид...т; 4) пен...щийся;
VI. Пишется через дефис:
1) (в) третьих рядах; 3) говорить (по) английски;
2) (по) прежнему пути; 4) один (на) один.
V I I. Найдите предложение с сочинительным союзом: а) Люда вышла на крылечко, люди смотрят из окон. б) Я могу добиться всего, если захочу. в) Я думал, что весна никогда не наступит. г) Маме нравятся серьезные программы, а Катюша их не смотрит. д) В лесу было тепло, тихо, загадочно.
VI I I . Найдите предложение с подчинительным союзом: а) Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть и образность. б) Многим хотелось бы верить в настоящую дружбу. в) Лесные обитатели спрятались, почти замерли перед грозой. г) Хочется видеть всех людей счастливыми. д) Радостные и светлые мысли приходят с теплыми лучами солнца
XI. Найдите предложения, в которых есть союзы также, тоже, чтобы, зато: а) Все народы мира хотят, что(бы) не было войны. б) Наш класс то(же) пойдет в музей. в) Что(бы) мне почитать? г) Мы нашли в горах то(же) озеро, что и геологи.