Виктор Гюго - наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать походила из давнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялизма. В своих первых поэзиях юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбон. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобрианом или ни кем», а потом перешел к республиканцам, и хотя остался «революционером с Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимые. Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода: - первый (1820-1850) - реформирование французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа; - второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике; - третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества. У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а со временем и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (1822) он написал в стиле классицизма. Тем не менее, классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сперва несмелый, а потом все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством того является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Дальнейшим утверждением Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов. Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический талант был намного сильнее, чем талант его учителей. Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Ориенталии» (1828), поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожных с джинами в пустыне («Джины»), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»). Реформа Гюго заключалась и в старании заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отказывается от требований сурового разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистичная поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно высказывать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цензуру, а также «перенос», и некоторым образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неизвестным, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О господине Дювале» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода является ребенком свободы политической». В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтическим и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады». В конце 20-х годов романтики имеют особый вес в войне за театр, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью в 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает об английской буржуазной революции XVII столетия. Большую огласку получило предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельной теоретической работой - манифестом французского романтизма. Для художественного творчества Гюго характерно редчайшее жанровое разнообразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. Но прежде всего он был поэтом. Идейное содержание драм Гюго не ограничивается проблематикой, которая связана лишь с идеологическими битвами конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтические драмы Гюго перекликались с актуальными социально-политическими проблемами современности, воссоздавали ее передовые идеалы и стремления. В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и прочие). В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из высочайших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную историю, связан с актуальной современной проблематикой. Конец 20 и 30-х годов относится наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необыкновенной даже для Гюго. В эти года он изучал строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем не ослабела и интенсивность его поэтического творчества. В 30-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенняя листва» (1836), «Песни сумрака» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много поэзий вошли в «Созерцании» - огромном двухтомном сборнике, опубликованном уже в период изгнания (1856). После Февральской революции 1848 года и установления диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и ославить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым оказать содействие их быстрому падению в первый год эмиграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю одного преступления» - своеобразную разоблачительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года. Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на острове Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карты» (1853), который справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в нем четко очерченные смысловые линии и поля необычно высокого эмоционального напряжения, которые всему этому разнородному материалу придают определенный порядок и завершенность. Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романа: «Обездоленные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа. В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «Грозный год» (1872) является своеобразной поэтической хроникой драматических событий, которые пережила Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).