Печально я гляжу на наше поколенье... М.Ю. Лермонтов. Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе- линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо- рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье "Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем расстояние между Онегою и Печорою". Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лер- монтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к ро- ману поэт писал, что Печорин- обобщенный, типичный образ, "портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения". Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принад- лежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он, как и Онегин ( может быть, даже в большой степени), богат, со- вершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По-ви- димому ( как и Евгений), он менял много занятий. "Труд упор- ный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятель- ности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие поступки могут навсегда лишить его возможности служить. У Григория Александровича много привлекательного. Он че- ловек начитанный, развитой, интересный и остроумный собесед- ник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писа- тель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окру- жающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастли- вым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое де- ло ( и любовь тоже ) скоро утомляет и становится скучным. То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Тать- яны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает рев- ность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его лю- дям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает. Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев. Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные яв- ления, связанные с безвременьем, наступившим после декабрист- ского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в "Думе": И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные усло- вия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и де- лает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела "охота к перемене мест". Мы не знаем, какова дальнейшая судьба Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжима- ется сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. "... Авось умру где-нибудь по дороге...",- говорит Печорин на про- щанье. Предчувствия не обманули его. То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В этом смысле он не только "младший брат" Онегина, но и "брат", в более совершенной степени отразивший родовые черты. Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над окружающими, но все-таки остается "умной ненужностью", так как живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина "лишним че- ловеком". Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями 19 века. Возможно, как и Пушкина, Лермонтова тоже "года клонили к суровой прозе". Не случайно же он обращается к жанру романа в конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил Юрьевич продолжал описывать "гордого человека". Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому по- рядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные порывы. Несомненно, что-то от этих романтических героев осталось и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжело- весной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по стечению жизненных обстоятельств Печорина. Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невоз- можно равнодушно читать о том, как погибает гордая челове- ческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать его с ней. Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тя- гость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.