Когда после убийства Цезаря в Афины прибыл Брут, Гораций перешел на сторону республиканцев и получил в их войске звание военного трибуна. Поражением Брута под Филиппами (42 г. до н.э.) и разгромом республиканской партии закончился период юношеских увлечений Горация: мечты о римской свободе развеялись, впереди была новая жизнь. Гораций бежал с поля боя, «бросив щит», и «с подрезанными крыльями» возвратился в Рим после объявления амнистии. Гораций оказался в затруднительной ситуации: имение отца было конфисковано, средств для существования не было. Бывший руководитель легионов вступил в коллегию квесторских переписчиков, в обязанности которых входило переписывание законов, протоколов и других государственных документов. Гораций купил должность переписчика. На это время (30-е гг. до н.э.) приходится начало его литературной деятельности. «Отважная бедность», по его признанию, побуждала Горация писать стихи. Свои первые стихотворения Гораций назвал «Эподы», лирические стихи. Тогда же он начал писать и сатиры. Сборник «Эподы» состоит из 17 стихотворений, написанных ямбом на близкие Г. темы из современной ему действительности (изданные в 31—30 гг. до н.э.). Гораций издал две книги сатир — первую ок. 35 — 34 гг. и другую — ок. 30 г. Сатиры были созданы по образцу греческих «бесед». Повседневные явления, незаметные факты без политической остроты служили для Горация материалом для создания сатир (10 — в 1-и книге, 8-в 2-и). Эти первые литературные попытки Горация предрасположили к нему внимание Вергилия, который увидел в нем талантливого поэта. В 38 г. до н.э. Гораций был представлен Вергилием и Барием Меценату и в скором времени вошел в его кружок, который объединял поэтов — сторонников нового режима. В 33 г. до н.э. Г. получил от Мецената в дар небольшое поместье вблизи Тибура — Сабинское имение. Трудные испытания войны не создали из Горация бойца. Они вызвали у него желание покинуть политическую борьбу. Мир, установленный Августом (Цезарем Октавианом) после гражданских войн, приклонил поэта на его сторону. Гораций разделял убеждения Августа о необходимости возрождения бывшей строгости и простоты обычаев в Риме и поддерживал его мероприятия, принятые ради этого. Произведения Горация предрасположили к себе внимание Октавиана Августа, который предложил поэту стать его личным секретарем, от чего Гораций отказался. Постепенно Гораций стал «певцом» Августа. В 30— 20-е гг. до н.э. создал три книги од. Под названием «Песни» в 23 г. до н.э. он издал сборник лирических стихов (в 1 кн. — 38 од, в 2 — 20, в 3 — 30 ). Г. написал еще книгу посланий и был намерен оставить поэзию ради философии, но Август стал требовать новых стихов, которые бы прославляли подвиги его пасынков Тиберия и Друза. Содержание од разнообразно: обращение к друзьям, любви, мысли о быстротечности жизни, призывы к гражданскому примирению, прославлению Августа. Во многих одах Гораций использует разнообразные стихотворные размеры, новые для римской лирической поэзии. Поэт настраивает лиру на новый лад и пропагандирует свое главное требование — принцип «золотой середины». Он призывает к удовлетворению малым, воздержанию, которое закаляет человека. Она же является ручательством достойного поведения на войне, ручательством бессмертной римской добродетели.. Оды Горация целиком справедливо считают его наилучшими произведениями. Безупречность формы при краткой выразительности языка — результат тщательной хлопотливой работы. Его художественные приемы, выбор лексики зависят от темы и идеи стиха, от изображаемого предмета. В одах, которые прославляют Августа, захватывает мудрость правителя; его власть — власть умная. Могущество Августа сравнивается с могуществом Юпитера, верховного божества. В одах, посвященных любви, Гораций предстает кутилой, который воспевает вино и чувствительные наслаждения, не заботясь о будущем, о завтрашнем дне. В любви Горация, несмотря на богатство женских образов, нет страсти настоящего чувства. Размышляя о значении своего творчества для Вечности, о месте поэта и поэзии в системе человеческого бытия в знаменитой оде (кн. С, ода 30) «Памятник» («Exegi monumentum»), Гораций говорит о своих конкретных заслугах, например: ознакомил римлян с греческой лирикой — искусством Алкея, Сафо, Анакреонта. Так, поэт смертен, но его произведения — вечные, утверждает Гораций. В 17 г. до н.э., выполняя почетную доверенность Августа, Гораций создал «Юбилейный гимн», «вековечную песню» для трехдневных всенародных торжественностей, которые сопровождались жертвоприношением богам и в которых принимали участие благородные люди Рима. В этом торжественном гимне в честь Аполлона и Дианы Гораций обращается к богам с просьбой о славе, об укреплении могущества и процветании Рима и богоподобного Августа. В это самое время (19—14 гг. до н.э.) появилась вторая книга «Посланий». Хотя поэтические письма до Горация и были в творчестве Луцилия и Катулла, но лишь Гораций дал законченное художественное оформление эпистолярному жанру в поэзии. Первая книга посланий (20 г. до н.э.), написанная на разнообразные темы философского характера, близка к сатире. Тон посланий отличается большей серьезностью, которая объясняется не только жанром и предметом изображения, а и возрастом поэта. Покой, свобода духа, преодоление неразумных желаний — основные мысли первой книги посланий. Свою задачу Гораций видит в том, чтобы передать эту истину людям своего круга и научить их жить правильно, согласно обстоятельствам его времени. Большое любопытство в исторически-литературном аспекте представляет вторая книга «Посланий», которая состоит из трех писем: «К Августу», «К Флоре», «Послание к Пизонам», известное в литературе под названием «Об искусстве поэзии». В «Послании к Флоре» Гораций жалуется на непостоянность читательских вкусов, на хвастливых поэтов, которые признают лишь свой талант. Свои взгляды на поэзию Гораций подробно излагает в двух других посланиях. В «Послании к Августу», которое было создано по желанию императора получить произведение, посвященное ему талантливым поэтом, Гораций подчеркивает культурное и моральное значения поэзии, которая формирует и направляет человека, утешает и приносит исцеление. Так же Гораций выступает против архаистов, считая их стиль весьма жестким, против грубого комизма, которым интересуются даже просвещенные зрители. «Послание к Пизонам» («Об искусстве поэзии»), обращение к аристократическим семьям, близким к литературе, — не что иное, как своеобразная «Поэтика», которая отображает взгляды Г. на поэзию, литературу, поэта. Это послание повлияло на все развитие европейской литературы. В частности, французский классицист Н. Буало в своей «Поэтике», которая заложила основы «новой литературы», следует за Горацием не только в идейном содержании, а и даже в композиции. В «Послании к Пизонам» Гораций говорит о божественном значении поэзии, о ее способности влиять на людей с помощью посредника — поэта, который наделен не только талантом, а и трудолюбием, и мастерством. Простота, сжатость и понятность содержания в объединении с взвешенностью и продуманностью формы — суть успеха поэтического произведения. В связи с этим нужно тщательно подбирать слова, а помогать в этом должен беспристрастный анализ критика. Основная задача поэта — радовать, наставлять, волновать — должна проявляться во всех жанрах, но с особой силой — в трагедии. В этом жанре можно возродить старинные традиции, а с их помощью — и давние благопристойные обычаи. Классически утонченно, с выразительной простотой Гораций обобщает в «Послании к Пизонам» свои мысли о задаче поэта, цели поэтического творчества. Это не что иное, как приносить пользу, воодушевляя, говорить вместе с тем приятное и полезное для жизни, таким образом, развлекая, поучать. Большую часть своей жизни Гораций проводил в своем Сабинском имении. Он умер в 8 г. до н.э., оставив сравнительно небольшое количество произведений, которые принесли ему бессмертную славу. Творчество Горация противоречивое: прославляя Августа и Мецената, он старается остаться в кругу тем частной жизни; тяготея к «малым формам», он пишет послание. Творчество Горация, поэта всеобъемлющего по количеству изображаемых тем, осталась не только рядом в истории золотого века римской литературы, но и в истории литератур многих народов и стран. Действительно, «лучшая часть» произведений «избежала смерти», так как, пока живут на земле люди, которые любят и читают умные книги, будет жить и Гораций.