Нравственная проблематика рассказов А Аверченко - сочинение
Аркадий Аверченко был справедливо признан «королем смеха». В своих рассказах этот талантливый писатель развенчивал серое, пошлое существование, бичевал пороки людей и действительности. Его произведения наполнены острым комизмом, вызывающим смех. Тематика рассказов Аверченко многогранна, но все их объединяет острое неприятие писателем пошлости мысли, пошлости поступка, пошлости чувств. Безжалостно сатирик высмеивает лицемерие, глупость, жадность. В рассказе «Два преступления господина Вопяги-на» перед читателем разворачивается картина настоящего судебного действия. Подсудимый Вопягин обвиняется в том, что семнадцатого июня, спрятавшись в кустах, он подсматривал за купающимися женщинами. Вопягин признает себя виновным, но заявляет о наличии смягчающих вину обстоятельств. Этими обстоятельствами является то, что Вопягин, прогуливаясь с ружьем рано утром и, «бесплодно прошатавшись до самого обеда» решил перекусить, для чего он выбрал «теневое местечко», открывающее прекрасный вид на купающихся женщин. Эти обстоятельства Вопягин совершенно искренне считает смягчающими вину. Бессовестно рассказывает он судье об увиденном, расписывая все прелести женских тел. Герой нисколько не смущается своего поступка, а вот судью он вгоняет в краску. Обо всех Вопягин судит по себе. Принимая вполне законные вопросы судьи за живое любопытство, герой многозначительно подмигивает ему. Надо сказать, что у Вопягина были некоторые основания так отнестись к судье, ведь тот слушал рассказ подсудимого о женских прелестях, полузакрыв глаза, что красноречивее строгого тона говорит о его подлинных ощущениях. Отчаянно борется с ними судья. «Что вы мне такое рассказываете! Судье вовсе не нужно знать этого... — кричит он, но тут же добавляет: — Впрочем, ваше откровенное сознание и непреднамеренность преступления спасают вас от заслуженного штрафа. Ступайте!» В рассказе с причудливым названием «Ихневмоны» Аверченко говорит об истинности и лжи в искусстве, о всеядных литераторах и бездарных художниках, о редакторах, готовых, отдавая дань моде, расхваливать что угодно. Рассказчик, по мнению редактора, подходит на роль автора статьи потому, что он человек добрый, с прекрасным, мягким и ровным характером. Эти качества, как считает редактор, могут заставить человека лгать и восхищаться тем, что на самом деле ему не только не интересно, но и неприятно. Посетители выставки, с которыми сталкивается рассказчик, вслух восхищаются картинами, а шепотом добавляют: «Давай убежим!» Ирония автора выражается в названии картин, украшающих собой выставку: «Почему», «Который», «Дуют». На искренность в рассказе оказывается способен только билетный контролер, восклицающий: «Если бы вы знали, как тут тяжело... Нешто ж у нас нет совести или что?! Нешто ж мы можем в глаза смотреть тем, кто сюда приходит? Срамота, да и только...». «Доброта» не помогла рассказчику написать соответствующую требованиям редактора рецензию. Но редактор не отчаялся, потому что тут же нашелся молодчик, согласившийся написать пафосную статью, не посетив выставки. Горечь у писателя вызывают такие псевдокритики, которые ради корыстных интересов могут не только превознести пошлое, но и разгромить действительно талантливое и высокое. Внешне анекдотическую ситуацию описал Аверченко в рассказе «Двойник». Однако за ее комичностью прячется глубокая неприязнь писателя ко лжи. Молодой человек Колесакин называет себя застенчивым весельчаком. Однако всем повествованием автор подчеркивает, что он бессовестный врун и подлец. Оказавшись на вокзале небольшого провинциального города, куда он приехал на один день по поручению тетки, Колесакин неожиданно узнает, что в этом городе у него есть двойник. Сначала герой испытывает чувство растерянности и недоумения, но когда ему, приняв его за другого человека, начинают возвращать долги, Колесакин искренне радуется. Его совесть спит, и он не только принимает от толстяка деньги, но и берет у него в долг, нисколько не задумываясь, что за это придется рассчитываться другому человеку. Постепенно Колесакин входит в азарт. Он не только велит свалить себе во двор три вагона досок, но и, пользуясь ситуацией, обманом вступает в любовную связь с совершенно незнакомой ему женщиной. Утопая во вранье, Колесакин даже делает ей предложение. Он нисколько не задумывается о том, что, когда девушка узнает правду, сердце ее будет разбито. Чужие чувства нисколько не интересуют Колесакина, ему весело. Чувство вседозволенности заставляет Колесакина идти на авантюры. Он ведет себя просто по-свински: разбивает бутылкой трюмо, ломает рояль, танцует на столе, покрытом посудой, надевает барабан на голову возмущенного посетителя ресторана и добивается увеличения счета на 150 рублей. Безгранично хамство человека, знающего, что ему не придется отвечать за свои поступки. Однако автор наказывает своего героя, заставляя его не только «нажиться» на положительных моментах биографии инженера Зайцева, но и ответить за обидные слова своего двойника и получить за них пощечину. В рассказе «Мозаика» Аверченко также восстает против лжи. Герой рассказа — несчастный человек. Ложь лишает его свободы действий, мыслей, чувств. У него шесть возлюбленных одновременно, потому что он не может никак найти свой идеал женщины. В одной Кораблев любит ноги, в другой зубы, в третьей уши, в четвертой характер и т. д. Всех их герой обманывает без зазрения совести. Чтобы не запутаться, он ведет специальный блокнот, в котором фиксирует все тонкости. Едва ли Кораблев когда-нибудь найдет свое счастье. Его жизнь — бешеная гонка по кругу, которая приведет его в окончательный тупик. В своих женщинах Кораблев не видит людей. Они для него не личности, каждая со своим сложным внутренним миром, а игрушки, предмет удовлетворения собственного вкуса. В жизни страшно встретиться с таким человеком. «В том-то и признак настоящего искусства,— писал Ф. М. Достоевский,— что оно всегда современно, насущно полезно». Именно такими являются рассказы Аверченко, а значит, они подлинное искусство.