Николай Васильевич Гоголь, ученик и преемник Пушкина, вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры. С 40-х годов писатели-прозаики, идя по пути Гоголя, “отца русской реалистической прозы”, все больше совершенствуют художественное мастерство и основное внимание направляют на раскрытие противоречий социальной действительности. Гоголь создал такие произведения, которые выросли в грозный обвинительный акт против самих устоев феодально-крепостнического мира. “Я живу весь … в своем народе и земле, которые неразлучны со мной, и все, что там есть, ближе и ближе становится ежеминутно душе моей”, - писал Гоголь в период создания им “Мертвых душ”. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло в имении его родителей - Васильевке. Семья принадлежала к числу культурных помещичьих семей Украины. Отец писателя - Василий Афанасьевич, был человеком одаренным. Он писал стихи на русском языке и комедии на украинском, участвовал в качестве режиссера и актера в домашнем театре богатого помещика Трощинского, своего родственника. Дома, в Васильевке, будущий автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и “Тараса Бульбы” заслушивался странствующих кобзарей, открывавших мальчику мир народных песен и преданий, любил рассказы бабушки о славных казаках Запорожской Сечи. В 1819 году, получив первоначальное домашнее образование, Гоголь поехал учиться в Полтаву. В 1821 г. в Нежине открылась “гимназия высших наук”. По совету друзей В.А.Гоголь решил отдать туда сына. Годы обучения Гоголя в Нежине (1821-1828) совпали со знаменательными событиями общественно-политической жизни России. Это было время, когда на севере и на юге страны развертывалось декабристское движение, завершившееся восстанием в Петербурге и вслед за ним - восстанием Черниговского полка на Украине, недалеко от Нежина. В гимназические годы, в пору умственного созревания, Гоголь определенно ощущал в себе рост незаурядных духовных сил, но он не знал, в чем они смогут в дальнейшем проявиться. В июне 1829 года Гоголь окончил гимназию высших наук, а в декабре того же года приехал в Петербург, чтобы здесь осуществить свое стремление служить народу. Служба в департаменте не удовлетворяла Гоголя: так далеко она оказалась от всего, о чем он мечтал. И Гоголь становится на путь писателя. Сама литературная жизнь конца 20-х годов подсказывала Гоголю, над чем и как ему работать. Романтики выдвинули на одно из первых мест вопрос о народности. Особенно привлекала писателей украинская народная поэзия. Этот интерес к народному творчеству Украины захватывает и Гоголя. Он начинает работать над повестями о старинной украинской жизни, используя народные предания и сказки. В 1831-1832 годах эти повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 1835 году появляются в печати два сборника: “Арабески” и “Миргород”. С этого времени Гоголь всецело отдается писательской деятельности. К работе над исторической повестью “Тарас Бульба” Гоголь подошел вооруженный знанием исторических документов и народнопоэтических произведений, воскрешавших перед ним Запорожскую Сечь, героику казачества. В “Тарасе Бульбе” писатель в романтических тонах показал народный коллектив, казачество, крепко связанные великими чувствами товарищества и любви к родине. Запорожцы, изображенные Гоголем, - это настоящие былинные богатыри, героически сражающиеся за независимость своей отчизны. Недаром писатель и говорит о них языком былин. Гоголь в июне 1836 года уехал за границу и прожил там долгое время, около двенадцати лет, изредка приезжая в Россию по делам, в связи с публикацией своих произведений. В 1841году писатель отдает практически законченную рукопись первого тома “Мертвых душ” в цензуру, которая не сразу ее пропустила. Автору пришлось пойти на ряд уступок. В конце 1851 года Гоголь закончил второй том “Мертвых душ”. Но в это время он был физически болен и морально угнетен. В ночь на 11 февраля 1852 года Гоголь сжег готовую рукопись второго тома “Мертвых душ”. Через десять дней после этого, утром 21 февраля, Гоголь умер. В своей “Авторской исповеди” Гоголь указывает, что на мысль написать “Мертвые души” его натолкнул Пушкин. “Пушкин находил, что сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров, - говорит писатель. Замысел “изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров” - предопределил композицию произведения. Она построена как история похождения “приобретателя” Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, то есть вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право приводило помещиков к экономическому и моральному упадку.Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (IV глава) прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, который довел свое имение и крестьян до полного разорения. Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева и Плюшкина нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век. С еще большей выразительностью- в “портретных главах” дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире грез, Манилова к “дубинно-головой” Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее - к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира. Галерея помещиков открывается образом Манилова, который отличается полнейшей пустотой и никчемностью своего существования. Свою жизнь этот помещик проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “прожектами” (проектами). Вместо настоящего чувства у Манилова - “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - глупые рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты. Пародией на человека, воплощением той же духовной пустоты является Коробочка, мелкая помещица - владелица 80 душ. Она домовитая хозяйка, но умственный кругозор ее крайне ограничен. Автор подчеркивает ее тупость, невежественность, суеверие, страсть к наживе. Тип “живого мертвеца” представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него “неугомонная юркость и бойкость характера”. Он буян, кутила, враль, “рыцарь кутежа”. Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него одна только псарня. Все это разоряет его. Образом Ноздрева Гоголь наглядно показывает все противоречие между интересами крестьянства и помещиков. Новая ступень морального падения человека - “чертов кулак” , по выражению Чичикова, - Собакевич. У него тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, враждебное отношение к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе. Страсть к обогащению толкает его на плутовство. Собакевич, помимо барщины, применяет и денежно-оброчную систему. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа. Пределам морального падения человека является Плюшкин - “прореха на человечестве”. Все человеческое умерло в нем; это в полном смысле слова мертвая душа. У этого помещика нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” - восклицает Гоголь. В образе Плюшкина с исключительной силой и сатирической заостренностью воплощена позорная бессмысленность накопительства и скупости, порождаемые собственническим обществом. Вся галерея образов, данная в первом томе “Мертвых душ”, убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников душевладельцев. Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они - помещики-крепостники, а потому у них есть и общие черты, порожденные феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие: * паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянства; * низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубость, эгоизм; * отсутствие общественно полезной деятельности. Все они - “мертвые души”. Так смотрел на них сам Гоголь. “Будьте не мертвые, а живые души”, - писал он помещикам-дворянам.