Понедельник, 13 Янв 2025, 10:29
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51656


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Проверочные работы диктанты сочинения конспекты

Мотив повести «Прощай Гульсары!» Айтматова - сочинение
В повести «Прощай, Гульсары!», всесторонне исследуя трудную, исполненную драматических и даже трагических моментов судьбу крестьянина-киргиза Танабая, Чингиз Айтматов касается существенных сторон общественного развития всей нашей страны. Он не скрывает, через какие колоссальные сложности, трудности, препятствия приходится проходить, с какими заблуждениями, ошибками, подлостями приходится сталкиваться на пути, трудном и нехоженом, строителям первого в мире государства рабочих и крестьян. Но те же силы, что лишили жизни иноходца, наносят, одну тяжелее другой, глубокие раны колхозному укладу, связывая инициативу колхозников, лишая их хозяйских прав, сводя все к голому администрированию. «Колхозом вроде не сами колхозники управляют, а кто-то со стороны. Точно бы со стороны виднее, что делать, как лучше работать, как вести хозяйство. Крутят, вертят хозяйство то так, то эдак, а толку никакого». Крутят, вертят такие, как председатель колхоза Алданов, районный прокурор Сегизбаев — «новые Манамы в кожаных пальто». Вступив с ними в схватку, Танабай терпит поражение. Терпит не потому, что не прав, а оттого, что против него пускаются недостойные средства. «Я, говорил автор, — люблю таких героев, как Танабай из повести «Прощай, Гульсары!», которые принципиальны не только в главном, но и в мелочах. Это очень важно, потому что жизнь складывается как раз из мелочей, и «невнимание» к ним — это начало беспринципности. Человек, идущий на компромисс в мелочах, беспринципен в главном — в нем уже произошла переоценка ценностей, при которой главное и принципиальное становится для него той самой «мелочью», из-за которой «не стоит связываться». Таковы противники Танабая. Обвинив его в падеже овец, они добиваются исключения чабана из партии. Личная месть прикрывается громкими фразами о защите колхозного добра. Картина заседания бюро райкома, обсуждающего «дело Танабая Бакасова», выдержана в мрачных, трагических тонах. Один только секретарь райкома комсомола Керимбеков вступился за чабана; растерялся старый друг, парторг колхоза Чоро Саяков. С этих пор мир потерял свои краски в глазах Танабая. Чабан быстро постарел, оробел как-то, стал неуверен в себе. Изо дня в день он возвращается к своему прошлому, спрашивает себя, прав ли был, организовывая колхозную жизнь, отдавая ей все силы? И сам себе отвечает, что все-таки, несмотря ни на что, был прав. Вот и в эту непроглядную ночь, в бесприютной и унылой каменной степи, сидя рядом с издыхающим иноходцем, «старым конем, очень старым», он вспоминает упрек вздорной невестки своей: «Ишь ты, зачем было вступать в партию, если всю жизнь в пастухах да в табунщиках проходил, к старости выгнали...» — и отвечает: «А что исключили, так это ты не тронь! Это моя печаль, невестушка! Это ты не тронь!» И, звено за звеном, в холодную февральскую ночь перебрав до мелочей свою жизнь, говорит себе и миру: «Нужен я еще, нужным буду...» Вбирая в один фокус и опыт народного исторического творчества, к которому причастен Танабай, и тонкие психологические чувствования развивающейся личности, и философские обобщения, и точные приметы вещественного мира, писатель запечатлел в облике обыкновенного киргизского крестьянина типического героя времени, сложный и сильный характер. Айтматов написал, такого человека деревни, который держал и держит ее на своих плечах. Все трудности, которые испытывает Танабай, борясь, переживая, страдая,— это и есть то самое, что составляет смысл, назначение, радость его бытия. Писатель любит прибегать также к прямым аналогиям, символам и потому, что они легко перерастают в поэтические обобщения, и потому, что часто создают подтекст (ср. искусно введенный в повесть плач по великому охотнику Карагулю). Древние киргизские песни-плачи «старого охотника Карагуля» и «верблюдицы, потерявшей своего белого верблюжонка», искусно переплетенные с горестными размышлениями главного героя, усиливают трагедийную окраску тяжких моментов в жизни Танабая. Одновременно, вместе с многочисленными повторами ключевых слов, фраз, развернутыми сравнениями, придают повествованию музыкальное звучание, завораживающую эпическую напевность.
Категория: Проверочные работы диктанты сочинения конспекты | Добавил: klichkomen (01 Мар 2012)
Просмотров: 663 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
13 Янв 2025
10:29


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz