Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет). Свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов…" Гумилев опубликовал в журнале "Тифлисский листок" в 1902 году, то есть в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов "Путь конкистадоров". "По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к "новой школе" в поэзии. Но пока его стихи - только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные", - писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, который был выпущен, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав. И все-таки юношеские, "конкистадорские" стихи имели свой настрой. Новый подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках: Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду… Я конкистадор в панцире железном. "Конкистадор" завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в "тайны дивных снов", добывая звезды с "заснувшего небосклона". В его первом сборнике видны следы символистской поэзии: "голубая высота", "вечное блаженство мечты", "чары красоты". В 1908 году выходит его вторая книга "Романтические цветы", в которой духовные запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда сильных и прекрасных чувств: "Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь"; "…пред ним неслась, белее пены. Его великая любовь". Но теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни - и одновременно стремлением к прекрасному. Большинство стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией. Но необычный стиль придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт "оживляет" легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт стремится передать общее трагическое состояние мира: "Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца…" В сборнике "Жемчуга" Гумилев высказывает свое уважение к деяниям таких незабвенных путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл "Капитаны" рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом: Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. С именами великих путешественников входит в цикл "Капитаны" поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, "кто дерзает, кто хочет, кто ищет". В сборниках "Костер" и "Огненный стояк" автор прикасается к миру таинственного, непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой "космичности" действий все стихи выражали взгляды на вполне земные процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера.