В шестом веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный еще в двенадцатом веке до нашей эры на западном побережье Малой Азии. Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а также богиня Луны. Вполне естественным было решение процветающих горожан соорудить в ее честь прекрасный храм, строительство которого продолжалось сто двадцать лет.
В пятьсот пятидесятом году до нашей эры, когда легкое и изящное белокаменное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызвало удивление и восхищение. Святилище было огромно: длиной сто десять и шириной пятьдесят пять метров. Вокруг него шли два ряда колонн высотой до восемнадцати метров. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.
Прошло почти двести лет, и житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любым способом увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени — так решили разгневанные жители. Но предать вечному забвению его имя не удалось. В шестом веке до нашей эры о нем упомянул один древнегреческий историк.
Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции, треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря, и жители не могли с нею примириться. На восстановление храма они отдали свои сбережения и драгоценности. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, однако поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Богоравному полководцу тактично ответили, что богу не подобает возводить храмы другим богам.
Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру, и не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.