Принципы научного естествознания, отменяющие установленную церковью иерархию явлений, прилагаются к социальным отношениям, толкая к выводам о необходимости отмены социального неравенства. Это и делает учение Галилея таким опасным для власть имущих, оттого-то они и отдают Галилея в руки инквизиции. Галилей отступает перед угрозой пыток и публично отрекается от истины, в которой он на самом деле убежден. В пьесу входит дискуссия о том, как отнестись к поступку Галилея. Его ученик Андреа Сарти, вначале возмущенный слабостью духа, проявленной Галилеем, при встрече с ним начинает думать, что ученый поступил мудро, сохранив себе жизнь ради дальнейших научных исследований. Но Галилей сам отвергает такую трактовку своего поступка: «Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой… * Я был ученым, который имел беспримерные и неповторимые возможности. Ведь именно в мое время наука вышла на рыночные площади. При этих совершенно исключительных обстоятельствах стойкость одного человека могла бы вызвать большие потрясения. Если бы я устоял, то ученые-естествоиспытатели могли бы выработать нечто вроде Гиппократовой присяги врачей- торжественную клятву применять свои знания только на благо человечества!.. (Как современно это звучит! ). Но я отдал свои знания власть имущим, чтобы те их употребили, или не употребили, или злоупотребили ими - как им заблагорассудится - в их собственных интересах… Я предал свое призвание. И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки». Уличный певец поет в карнавальную ночь о социальном смысле учения Галилея: * «Да будет свет! - провозгласил Всевышний * И приказал, чтоб Солнце с этих пор * Вокруг Земли, без проволочки лишней, * Вращалось впредь, - и кончен разговор! * Хотел Господь, чтоб каждый индивид * Вертелся вкруг того, кто выше чуточку стоит! * И холуи вращаться стали вкруг людей, имевших вес * И на Земле, сырой и грешной, и в синих заводях небес!.. * Вот это, добрые люди, и есть великий порядок мира… * закон законов, правило правил. * Но что же произошло с ним, представьте себе, добрые люди! * (Поет.) * Вскочил ученый Галилей, * Отбросил Святое писание, * Схватил трубу, закусил губу, * Осмотрел сразу все мироздание. * И Солнцу сказал: шагу делать не смей! * Пусть вся Вселенная, дрожа, * Найдет иные круги; * Отныне станет госпожа * Вертеться вкруг прислуги! * Холоп хозяину дерзит, * Собаки разжирели, * А певчий встретить * норовит Заутреню в постели». Брехт устами Галилея недвусмысленно осуждает ученого, способного поступиться научной истиной из-за чего бы ни было; писатель видит в этом предательство не только перспектив науки, но и интересов социального будущего человечества. Окончательная редакция пьесы появилась в Америке как раз в то время, когда там только что была изготовлена и тут же сброшена на Хиросиму и Нагасаки атомная бомба. Брехт выносил своей пьесой бескомпромиссный приговор ее создателям. «Атомная бомба как техническое и как общественное явление - конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея», - писал Брехт. В пьесе незримо присутствует Джордано Бруно. Он был сожжен заживо, но палачи не добились от него ни единой уступки церковному мракобесию. Именно в Джордано Бруно видит Брехт идеал ученого, до конца верного правде разума и науки. В одной из сцен, еще до того как Галилей предстает перед судом инквизиции, маленький монах спрашивает его: «А не думаете ли Вы что истина - если это истина - выйдет наружу и без нас?». И слышит в ответ: «Нет, нет и нет! Наружу выходит ровно столько истины, сколько мы выводим. Победа разума может быть только победой разумных». Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Бертольта -Брехта. Он не уставал утверждать эту мысль каждым своим произведением. Все его пьесы - призыв к разуму, не к прозаическому рассудку или узкой расчетливости, а к тому страстному разуму, который движет человечество вперед. И в каждой из пьес Брехт ведет разговор о диалектике доброго и злого в человеке, о его социальной зависимости и о необходимости для человека подняться над этой зависимостью и осознать свою ответственность за состояние мира, за его сегодня и завтра.